Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земли

Оглавление [Показать]

Летом 2014 года, изменились правила оспаривания кадастровой стоимости. Одно из главных изменений заключается в том, что эта категория споров передана в ведение судов общей юрисдикции непосредственно областным судам регионов.

Новые правила оспаривания кадастровой стоимости, земельного участка существенно изменились. Теперь споры об установлении кадастровой стоимости стали подведомственны судам общей юрисдикции. 2018 год не является исключением из правил.

Более того, прежде чем обратиться в суд, необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора. То есть, вначале необходимо обратиться в специальную комиссию, созданную Росреестром, иначе суд оставит иск без рассмотрения.

И так эта категория споров передана в ведение судов общей юрисдикции. Однако формулировки поправок допускают неоднозначное толкование, из-за чего у некоторых юристов до сих пор нет уверенности в правильности такого понимания новых норм.

Кроме того, если раньше попытки изменения кадастровой стоимости в досудебном порядке использовались по желанию, то теперь они стали для компаний обязательными.

Чтобы обратиться в суд можно только после попытки решить проблему в комиссии. Это новое правило тоже привело к появлению некоторых неоднозначных вопросов. А именно, в каком порядке компания осуществляет требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с тем, что информация об объекте недвижимости были недостоверными?

В данном случае речь идет о неправильности определения вида разрешенного использования земли или удельный показатель его кадастровой оценки.

Отнесение категорий дел об оспаривании компаниями итогов кадастровой оценке по земле прописано в законе «Об оценочной деятельности». До внесения изменений в закон было прямо указано, что дела об оспаривании по данной категории дел рассматривают арбитражные суды.

После новшеств закона, произошли изменения, в результате которых было исключено из текста этой нормы слово «арбитражный». Теперь в законе указано, что оспорить результаты кадастровой стоимости можно в суде, но не конкретизировано, в каком – арбитражном или общей юрисдикции.

Новая формулировка закона многим юристам показалась двусмысленной. Дело в том, что термин «суд» может быть как собирательным (обозначать и суд общей юрисдикции, и арбитражный суд), так и вполне конкретным – обозначать только суд общей юрисдикции.

В то же время новый закон внес изменения еще и в ГПК РФ. Эти поправки определили подсудность требований об оспаривании кадастровой стоимости.

Некоторые суды даже разместили на своем сайте официальную информацию о том, что они больше не рассматривают споры о кадастровой стоимости.

Кроме того, по некоторым сведениям недавно всем арбитражным судам было разослано письмо заместителя председателя ВС РФ, где подтверждается, что споры об оценке кадастровой стоимости земли вынесены за рамки дел арбитражных судов.

Можно предположить, что через норму о подсудности законодатель одновременно определил и исключительную подведомственность дел об оспаривании кадастровой стоимости судам общей юрисдикции (независимо от того, оценки какой недвижимости касается спор – принадлежащей физическим лицам или субъектам предпринимательской деятельности).

Судебная подведомственность дел об оспаривании кадастровой стоимости:

  1. Суд города федерального значения (например, в Московский городской суд).
  2. Областной суд (Московский областной суд).
  3. Верховный суд республики.
  4. Краевой суд.
  5. Суд автономной области.
  6. Суд автономного округа.

В пользу правильности этого предположения свидетельствуют следующие доводы. В АПК РФ дела об оспаривании кадастровой стоимости никогда прямо не упоминались. Ранее Арбитражные суды принимали их к рассмотрению на основании общих норм о подведомственности.

Согласно этим нормам, экономические споры и иные дела с участием государственных органов и органов местного самоуправления (а интересующая нас категория споров всегда проходит с участием органов кадастровой оценки – Росреестра) относятся к компетенции арбитражных судов только в случаях, прямо предусмотренных самим АПК РФ или иными ФЗ.

Поскольку непосредственно в самом АПК РФ дела об оспаривании кадастровой стоимости не упоминаются, к подведомственности арбитражных судов эти дела относил только закон об оценочной деятельности. Но в его новой редакции арбитражные суды больше прямо не упоминаются.

Таким образом, после внесенных изменений не осталось норм, которые относят категорию данных дел к компетенции арбитражных судов. Этот вывод подтверждает и арбитражная практика.

С момента вступления изменений в силу суды перестали принимать эти дела к производству, а если поначалу иск все-таки «проскочил», прекращают производство по делу по не подведомственности спора арбитражным судам.

Ниже представлен образец иска о снижении кадастровой стоимости земельных участков принадлежащих физическому лицу -индивидуальному предпринимателю.

Образец форма искового заявления в суд соответствует действующему законодательству.  Более подробную информацию читайте на странице: Как снизить кадастровую стоимость земли.

Заказать снижение кадастровой стоимости земельных участков в Москве и Московской области можно через онлайн консультанта.

 Административный иск об оспаривании кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (образец)

При самостоятельном составлении административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, имейте ввиду, что в предоставленном образце изложены различные варианты написания иска исходя из конкретной ситуации, поэтому необходимо выбрать варианты подходящие Вам, а ненужные удалить. Если возникли затруднения или сомнения при составлении искового заявления, то следует обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

В ________________________ (суд субъекта РФ)

Административный истец: _____ (Ф.И.О.) _____

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Представитель Административного истца: __ (Ф.И.О.) __

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Административный ответчик: _ (наименование) _

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Госпошлина: _________________________ руб.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности (до 15.07.2016)/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 01.01.2017)/иные документы).

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «___» ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на «___» ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____ (до 01.01.2017)/выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (с 01.01.2017), а также кадастровым паспортом Земельного участка от «___» ________ _____ г. (до 01.01.2017)/кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка (до 01.01.2017)/выпиской из ЕГРН (с 01.01.2017)/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданным Административному истцу/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «___» ________ _____ г. составляет ______ (__________) руб., о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

ИЛИ

Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

— при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое. Об этом свидетельствуют следующие документы: ________.

— допущена кадастровая ошибка (до 01.01.2017)/ошибка (с 01.01.2017), повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

— допущена техническая ошибка (до 01.01.2017)/ошибка (с 01.01.2017), которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости Земельного участка в государственный кадастр недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017), о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

Неверное определение кадастровой стоимости Земельного участка нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога/неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С 01.01.2017: согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

До 01.01.2017: согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С 01.01.2017: на основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

До 01.01.2017: на основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

С 01.01.2017: в силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

До 01.01.2017: в силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017), ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ПРОШУ:

  1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) руб.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) руб.

Или

  1. Изменить кадастровую стоимость Земельного участка, установив ее в размере ______ (__________) руб.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) кадастровую стоимость Земельного участка в размере ______ (__________) руб.

«___» __________ ____ г.

Административный истец (представитель):

________________/________________________________/

(подпись)                  (Ф.И.О.)

Приложения:

  1. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок: нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на Земельный участок (свидетельство о праве собственности на Земельный участок от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 01.01.2017)/другие документы, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок).
  2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____ (до 01.01.2017)/выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (с 01.01.2017) (кадастровый паспорт Земельного участка от «___» ________ _____ г. (до 01.01.2017)/кадастровая выписка/выписка из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащая сведения о кадастровой стоимости Земельного участка (до 01.01.2017)/выписка из ЕГРН (с 01.01.2017)/письмо Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданное Административному истцу/ответ Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другие документы).
  3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
  4. Доказательства, подтверждающие неверно определенную кадастровую стоимость Земельного участка: документы, подтверждающие недостоверные сведения о Земельном участке/документы, подтверждающие наличие кадастровой ошибки (до 01.01.2017)/документы, подтверждающие наличие технической ошибки (до 01.01.2017)/документы, подтверждающие наличие ошибки (с 01.01.2017)/другие документы.
  5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов Административному ответчику.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  7. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от «___» ______ ___ г. N ___; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).
  8. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от «___» ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от «___» ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

1. Истец, на основании ___________________________________________ от ______________ №__________ приобрел в собственность земельный участок кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————————-, на котором расположена принадлежащая ему производственная база.

Учитывая, что истец является собственником данного земельного участка, он является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст. 390 НК РФ, для земельного налога, налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков.

В настоящее время, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка определенная на основании постановления ————————————————————- по состоянию на 01.01.10, составляет 2 382 612,08 рублей. Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости.

В то же время, согласно заключению оценщика ИП _____________ от ________ №_______, рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 по состоянию на 01.01.10, то есть на дату проведения кадастровой оценки, составляет 973 502 рубля, что ниже его кадастровой стоимости, утвержденной вышеуказанным постановлением —————————————-более чем в два раза.

Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка, определенная на 01.01.10, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права истца, так как ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога за принадлежащий ему земельный участок.

2. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка, в том числе земель городских поселений, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Кроме того, согласно п. 3 действующего в настоящее время федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям (как действующее на момент проведения оценки, так и действующее в настоящее время), не только не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, но и прямо предусматривает такую возможность. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

3. Законом №167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения и положения которой вступили в силу лишь в сентябре 2010 года.

Согласно частям 1 и 2 ст. 5 Закона №167, его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, нормы Закона №135-ФЗ в редакции Закона №167-ФЗ устанавливающие специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения на правоотношения по установлению кадастровой стоимости арендуемого истцами земельного участка не распространяются, следовательно истец воспользоваться механизмом Закона №167-ФЗ не может.

В то же время, согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

В письме Минэкономразвития РФ от 03.05.2011 №Д06-2345, также говорится о возможности оспаривания в суде кадастровой стоимости земельного участка, при этом одним из оснований такого оспаривания может являться установление его рыночной стоимости.

Таким образом, единственным способом защиты нарушенного права для истца в данном случае, является обращение в суд.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 66 ЗК РФ, п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №913/11,

ПРОШУ СУД:

1. Установить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————— равной его рыночной стоимости в размере 973 502 рубля.

2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ————————————————————————————————————— внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176, площадью 1514 кв.м., расположенный по адресу: ———————————————, равной его рыночной стоимости в размере 973 502 рубля.

Приложение:———————————

Представитель истца

по доверенности                                                                       —————

Скачать образец

Кадастровая цена на имущество и землю устанавливается государством. Но владельцы редко остаются довольными тем, как оценили их имущество. Дело в том, что кадастровая стоимость довольно часто сильно завышена. Это было бы не страшно, если бы не влияло на многие финансовые вопросы, которые рано или поздно возникают в связи с эксплуатацией недвижимости.

Дело в том, что цена завышается. Чтобы решить эту проблему, придется пройти непростой путь и в первую очередь начать с написания административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости. Конечно, процесс оспаривания будет нелегким, но это не значит, что от него не будет толку.

Оспаривают цену объектов, если необходимо:

  • Установить меньший земельный налог;
  • Уменьшить выкупную цену на землю, если её планируют приобрести в собственность;
  • Сформировать более адекватную арендную плату за эксплуатацию земли или другого имущества;
  • Минимизировать налоги, которые надо платить на имущество организаций.

Кроме того, есть другие ситуации, которые могут стать причиной споров о результатах государственной экспертизы по определению кадастровой цены. С 2015 года на многие операции влияет именно этот показатель, поэтому владельцы недвижимости весьма заинтересованы в адекватности оценки.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Внесудебное урегулирование

Оспаривать результаты кадастровой оценки можно, обратившись в специальную комиссию, которая создана при Управлении Росреестра по субъекту РФ. Обычные граждане могут не обращаться в эту комиссию, направляя свое заявления прямо в суд. А вот юридические лица и публичные собственники обязаны соблюдать процедуру, предусмотренную законом. Если этого не сделать, то заявление попросту не рассмотрят.

Кроме того, чтобы дело пересмотрели, требуется адекватная причина. Поэтому перечислим основания, которые могут спровоцировать пересмотр цены:

  • При оценке недвижимости были использованы недостоверные сведения;
  • Если оценка рыночной стоимости недвижимости проводилась в тот же день, что и её кадастровая оценка.

Именно второй пункт оценки используется в качестве повода обратиться в комиссию для снижения цены. То есть владельцы умышленно назначают оценки на одну дату и, если результат их не устраивает, подают на опровержение результатов.

Подавать заявление в комиссию могут не только законные владельцы, но и арендаторы недвижимости (но только если арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой цены). Хотя категория лиц, которая может выражать недовольство результатами и требовать от кадастра недвижимости пересмотра стоимости, обширна. Это могут быть любые люди, чьи интересы напрямую связаны с результатами.

Что касается процедуры, то она очень проста и заключается в привлечении оценщика, который оценивает реальную рыночную цену. Отчет независимого оценщика отдается на рассмотрение комиссии. Правда, чтобы его составить, требуется знать законы, поэтому не все оценщики имеют право выдавать такие документы. Это следует учитывать.

Кроме того, оценка должна быть подтверждена экспертизой, проведённой представителем саморегулируемой организации, куда входят оценщики. Но отчет могут вернуть, отказав в претензии. Впрочем, четких критериев того, на чем базируется отказ, в законе нет.

Для того чтобы стоимость объекта недвижимости или земельного участка уменьшили (хотя её могут и повысить, так что учтите этот факт перед тем, как предпринимать какие-то шаги), требуется составить специальное заявление о пересмотре текущей стоимости. Но оно должно иметь четкую форму и структуру, иначе оценочная комиссия даже не пожелает его рассматривать, не то что выполнять указанные условия.

Итак, заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка должно иметь следующую форму и содержание:

  • В первом пункте, который располагается в правом верхнем углу документа, вписывается наименование комиссии, которая будет рассматривать дело о пересмотре оценки. Кроме того здесь указывается анкетная информация о председателе комиссии;
  • Чуть ниже надо указать информацию о самом заявителе. Это тоже будут анкетные данные. Не забудьте вписать информацию о месте проживания человека, который желает пересмотреть установленные государством расценки на свою недвижимость;
  • Обязательно указываются данные, о кадастровой оценке какого объекта идет речь. То есть нужно упомянуть, какой у недвижимости кадастровый номер и по какому адресу она расположена;
  • Далее нужно указать основания для проведения переоценки, то есть обстоятельства, которые отрицательно влияют на интересы заявителя, ущемляют их;
  • Следует по пунктам перечислить конкретные обстоятельства, которые могут стать причиной для пересмотра расценок на недвижимость. Например, земля находиться возле болота и её постоянно затапливает, а согласно кадастровой цене она стоит практически как чернозем;
  • В последнем пункте приводиться перечень приложений, которые будут переданы вместе с заявлением;
  • В самом конце документа ставится подпись заявителя и дата составления.

Образец заявления в комиссию об оспаривании кадастровой стоимости можно скачать тут

Как писать заявление мы разобрались. Теперь требуется собрать документы, подтверждающие наличие оснований для пересмотра дела. Итак, каждый заявитель, желающий добиться положительного результата, должен собрать и описать во вложениях к заявлению следующие документы:

  • Документы на землю или недвижимость, причем эти бумаги должны быть заверены у нотариуса. В перечень этих документов могут входить следующие бумаги: свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, мены или дарения. Если человек является арендатором, надо предоставить договор аренды;
  • Оценочный отчет от профессионального оценщика. В нем должна быть четко указана рыночная стоимость объекта. Причем, если хотите перемены кадастровой цены, расценки в отчете о рыночной стоимости должны отличаться в меньшую сторону. Подавать этот документ можно как в письменном виде, так и в электронном формате;
  • Чтобы подтвердить обоснованность указанных в отчете данных, требуется приложить экспертизу отчета оценщика, проведенную союзом оценщиков. Экспертиза может быть представлена на бумаге либо на диске. Если не предоставить такую экспертизу, отчет могут признать недействительным;
  • Также важно указать, какая информация была проигнорирована при оценке в прошлый раз или какие события произошли с момента проведения оценки, из-за чего она перестала быть актуальной. В общем, любые сведения об объекте, влияющие на общую оценку;
  • Сама кадастровая справка, сведения в которой должны быть обжалованы.

Список небольшой, но чтобы получить эту документацию, иногда приходится подождать. Комиссия заседает без участия заявителя независимо от того, рассматривается дело физического или юридического лица. По правилам решение будет вынесено на протяжении месяца с момента подачи документов. Оно может быть положительным либо отрицательным. То есть заявление отклонят или поменяют цену, уравняв её с рыночной.

Если решение положительное, то комиссия сама отправит изменившиеся сведения в кадастровую палату, где информацию об объекте поменяют уже на официальном уровне.

Если же ответ отрицательный, то заявителю придет уведомление. В таком случае человек имеет полное право отправиться в суд, чтобы попытать своего счастья там. Вполне возможно, что через судебные органы дело пойдет активнее.

Если обращение в комиссию не дало положительного результата, пора доставать тяжелую артиллерию. В частности, подготовить административный иск для оспаривания кадастровой стоимости объекта. Но следует понимать, что суд это уже более серьезная инстанция. Для того чтобы добиться здесь успеха, не помешает обратиться за помощью к профессиональному юристу, который проконсультирует по вопросам получения необходимых документов и верного написания административного иска.

Кроме того, как уже говорилось, поначалу следует обратиться в комиссию. Но есть нюанс, заключающийся в том, что этот шаг обязателен только для юридических лиц, которые в своем исковом заявлении оспаривают кадастровую стоимость земли. А вот физические лица могут сразу же идти в суд, обходя посредническое звено.

Но не все знают, в какой именно суд обратиться. На самом деле, выбор немаленький, так как с 2015 года подобные дела (их называют административными) могут переходить в ведомство сразу нескольких судов. Это могут быть:

  • Суды областного значения;
  • Краевые отделения судов;
  • Республиканские федеральные суды.

В суд можно подавать сразу после того, как будут получены результаты определения кадастровой стоимости. Но следует учитывать, что нельзя оспаривать старую цену, то есть надо успеть до того момента, как она будет пересмотрена на официальном уровне, что происходит каждые пять лет. Если вы знаете о том, что цена скоро будет меняться, стоит повременить с походом в суд до того времени, когда стоимость будет пересмотрена. Иначе, даже получив положительное заключение, долго радоваться не получится, так как стоимость опять будет пересмотрена и результаты оценки снова могут оказаться далекими от объективной ситуации.

Для того чтобы оспорить новую кадастровую стоимость, оспаривающий должен предоставить образцы оспариваемых документов, а также написать новое административное исковое заявление. В общем, легче подождать, выплачивая повышенный налог, чем проходить процедуру несколько раз подряд.

Как уже говорилось, прежде чем проводить какие-то манипуляции, надо приготовить иск и собрать документы, которые будут подтверждением искового заявления. Но заниматься этим самостоятельно настоятельно не рекомендуем. Несмотря на кажущуюся простоту, оформление данного документа — сложный процесс, требующий профессиональных знаний. Именно поэтому иск готовится либо заявителем под присмотром юриста, либо самим юристом, а заявитель только ставит свою подпись.

Второй вариант предпочтительнее. Правильное соблюдение структуры бланка и полного перечня информации в документе позволяет серьезно уменьшить шансы на то, что суд посчитает бумагу неправильно составленной и не будет её рассматривать.

Итак, иск, касающийся объекта недвижимости, оформляется следующим образом:

  • Надо написать название суда;
  • Заявитель указывает свои анкетные данные и контакты, чтобы с ним могли связаться в случае необходимости;
  • Указывается вся необходимая информация о земельном участке или недвижимости. В частности, требуется указать кадастровый номер, адрес, площадь и другие сведения, которые помогут в повторной оценке;
  • Излагается вся информация о текущей кадастровой цене. В частности, каков её размер и когда данные о ней были внесены в кадастр;
  • Указывается, какова на данный момент рыночная стоимость объекта. Но есть условие. Если хотите, чтобы суд принял ваш иск к рассмотрению, разница в ценах должна быть существенной. Как правило, разница менее 10 % не считается существенной, и подавать иск в таком случае не имеет никакого смысла;
  • От истца требуется в точности сформулировать, в чем именно заключаются нарушения его законных прав. Например, это могут быть непомерно высокие налоги, завышенная арендная плата и все в таком же роде;
  • Указывается информация, подтверждающая слова заявителя;
  • Перечень прилагаемых документов;
  • Дата и подпись.

Если человек уже обращался в комиссию и результаты её оценки его не удовлетворили, надо предоставить это решение.

Образец заявления в суд об оспаривании кадастровой стоимости можно скачать тут

Когда суд признает, что кадастровую цену установили неправильно, изменить сведения можно с 1 января следующего календарного года. Но не раньше, чем в государственный реестр будет внесена новая стоимость. После того как будет изменена кадастровая цена в случаях, предусмотренных земельным кодексом (п. 5 ст. 65 «Платность использования земли» и ст. 66 «Оценка земли»), заявитель может рассчитывать на следующие изменения:

  • Снизятся земельные платежи;
  • Уменьшатся налоги на недвижимость;
  • Можно на законных основаниях снизить выкупную цену участка;
  • Если есть запрет на строительство, будет снижена стоимость за его снятие.

Только по самым скромным подсчетам, согласно нормативной базе лицам удастся сэкономить на налогах около 50 %, а иногда и 70 %. Хотя многое зависит от региона, о котором идет речь.

Если кадастровая стоимость имущества истца ошибочно определена, исходя из неправильных данных, указанных в документах, её надо оспаривать. Но у административного истца есть свои особенности обращения.

  1. Надо проверить, выполнены ли все требования к исковому заявлению. Прочесть о них можно в ст. 125, ч. 1 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ. Чтобы потом не пришлось исправлять недостатки, которые найдет суд.
  2. Обязательно надо проверить, все ли документы были приложены к заявлению. В частности, обязательно должен быть отчет о проведении оценки рыночной стоимости.
  3. Суд может поставить другие расценки на участок, а не уравнять их с рыночной. Такой порядок действует с 2015 года.
  4. Установленная судом кадастровая стоимость определяется с 1 января, так что если решение вынесено осенью 2017, то вступит оно в силу только зимой 2018 года.
  5. Административный истец обязан оплатить госпошлину (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ). Юридическое лицо платит от 2000 до 6000 рублей, а физическое — всего 300 рублей. Причем оплачивается каждый объект, который оспаривается. То есть, если нужно оспорить стоимость сразу двух участков, надо заплатить за каждый из них в отдельности.

Срок подачи документов и заявления в суд не ограничен. Но делать это нужно только на ту кадастровую стоимость (КС), которая действует в текущий момент, а не на ту, что уже была отменена. Кроме того, нет смысла подавать иск, если вскоре будут проводить переоценку. Возможно, следующие расценки вас устроят.

Что касается сроков работы суда, в который подано соответствующее исковое заявление, то он рассматривает дело на протяжении месяца. Причем надо учитывать, что срок отсчитывается с того момента, когда иск попал в суд, а не когда его написали. О результате дела заявителя уведомят специальным сообщением.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.