Коап нарушение правил регистрации по месту жительства

Конституцией Российской Федерации, а именно статьями 27 и 55, дается право всем людям передвигаться по территории страны и выбирать место для проживания. Но некоторыми законами такая возможность ограничена. Власти предусмотрели это для сохранения конституционного строя и отсутствия ущемления прав.

В стране сложился новый экономический уклад. В связи с этим миграция стала намного активнее. Поэтому в государстве отмечается большие количество приезжих лиц. Передвижения отмечаются и самих россиян по различным регионам.

Независимо от того, где решил остановиться человек, он должен соблюдать требования закона относительно прописки. За нарушение правил регистрации по месту жительства предусматривается ответственность.

Место жительства человека определяется по тому адресу, где он проживает на постоянной основе. Если речь идет о несовершеннолетних лицах, то они должны занимать то же самое помещение, что и их родители. Ведь адреса их проживания должны совпадать.

При смене места проживания данный факт обязательно фиксируется государственными органами. Это находится в ведение структур регистрационного учета, каковой считается Федеральная миграционная служба.

В случае отсутствия регистрации могут наступить серьезные последствия. Основным среди них является штраф. Но стоит помнить и о неудобствах, которые может ощущать человек. Проблематичным становится обращение в учреждения здравоохранения и образования.

Оформление регистрации необходимо проводить по фактическому адресу проживания. При этом сделать это важно в установленные

законом сроки

.

Оглавление [Показать]

Нормативные документы

Государственная дума приняла новый проект, который касается правил прописки граждан. Основным направлением является борьба с «резиновыми квартирами», которые появляются при массовой регистрации по одному и тому же адресу.

В законе отмечается понятие фиктивной прописки. Она представляет собой предоставление сведений, которые не являются правдой. Например, человек, зарегистрированный по одному адресу, фактически будет проживать по другому.

Для борьбы с такими нарушениями предусматриваются новые нормы закона. Наказания, которые иногда составляют даже лишение свободы, назначаются за фиктивность регистрации или ее отсутствие. Собственники жилых помещений наказываются в рамках Уголовного кодекса РФ за регистрацию без осуществления проживания иностранных граждан.

Наложение административной ответственности в Москве и Санкт-Петербурге происходит в более жестких рамках. В соответствии с законопроектом вводится статья за проживание без регистрации. Под нее попадают как нарушившие закон граждане, так и владельцы жилых помещений.

Ужесточившиеся правила вызвали всплеск эмоций у граждан. Ведь по закону прописка является исключительно уведомительной. Кто-то считает, что таким образом скоро страна вернется к советской власти с традиционной системой прописки.

Никто не знает, как новый закон будет внедрен в жизнь. Факты фиктивной регистрации могут остаться невыявленными.

За нарушение правил регистрации по месту жительства прописываемых граждан и собственников жилых помещений можно привлечь к административной и уголовной ответственности. Отдельным пунктом стоит наказание для иностранцев.

Административная ответственность предусматривается в рамках Кодекса об административных правонарушениях РФ, в котором содержится статья 19.15.2, которая подробно описывать суть противоправного деяния и наказание:

  • Если гражданин нарушил правила регистрации по месту проживания или пребывания, то он должен будет заплатить штраф. Его размер варьируется в пределах от 2 до 3 тысяч рублей.
  • Должностным лицам придется внести более крупную сумму. Она составит от 25 до 50 тысяч рублей.
  • Самое серьезное наказание предусматривается для юридических лиц. Штраф для них возрастает до 250–750 тысяч рублей.
  • Если физическое лицо проживает в Москве или Санкт-Петербурге и совершает данное деяние, то штраф увеличивается до 3–5 тысяч рублей. Наниматели или собственники, сдавшие в аренду жилье, заплатят 5–7 тысяч рублей. Должностные и юридические лица штрафуются в столицах на 30–50 и 300–800 тысяч рублей соответственно.
  • В случае нарушения собственником или лицом, нанявшем помещение, сроков оповещения ФМС, придется заплатить 2–3 тысячи рублей (физлицам) и 4–7 тысяч рублей (юрлица). Аналогичное деяние в городах федерального значения карается 3–5 (физлицам) и 7–10 (юрлицам).

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

Иногда собственники или проживающие не виновны в том, что прописка не оформлена своевременно. Это возможно, если лицо, которое принимает участие в процедуре, вовремя не направило документы в ФМС. Тогда они будут наказаны штрафом в размере 300–5000 рублей.

Близкие владельцу родственники освобождаются от наказания.

Таковыми могут считаться:

  • супруги;
  • дети;
  • родители;
  • бабушки/дедушки;
  • внуки.

В некоторых случаях наниматель или собственник также может избежать наказания.

Это предусматривается при:

  • предоставлении данных о прописке в другом помещении гражданина;
  • подтверждении наличия прописки в Москве или Подмосковье с проживанием по другому адресу, но в тех же населенных пунктах;
  • удостоверении о проживании в Севастополе или Крыму при прописке в данных городах.

Самым серьезным видом ответственности за нарушение правил регистрации является уголовная. Ранее беспрепятственно прописывавшие в своей квартире много человек собственники теперь могут наказываться в рамках Уголовного кодекса РФ.

Часто по УК РФ присуждают оплату штрафа. При более серьезных нарушениях последуют принудительные работы. Серьезным считается лишение свободы.

Уголовная ответственность необходима для сокращения количества случаев, когда готовится фиктивная регистрация. Но собственники, которые знают о наказании, могут стремиться избежать его.

Законопроект не предусматривает выделение сторон, подлежащих уголовной ответственности. Но сказано, что наказание будет применено к владельцам жилья, проводящим фиктивную регистрацию, а также самим квартирантам, которые осознанно идут на данный шаг. В случае содействия преступному деянию должностные лица, подделывающие бумаги, могут получить реальный срок.

Судебная система использует следующие виды наказания:

  • штраф назначается в размере от 100 до 300 тысяч рублей;
  • если присуждаются принудительные работы, то максимальный их срок составит три года;
  • лишение свободы возможно на три года максимум.

Многие считают такие меры очень жестокими за не столь серьезные деяния. Но таким образом власти пытаются усмирить нарушителей, считающих фиктивную прописку нормальным явлением.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ отмечается статья, касающаяся иностранных граждан. Они должны нести материальную ответственность за регистрацию с истекшим сроком действия.

При этом четкого размера штрафа не прописано. На это есть некоторые причины. Сумма может меняться в зависимости от длительности просрочки, субъекта штрафа.

Статья 19.15.1 содержит основные пункты, касающиеся иностранных граждан:

  • Если регистрация не будет оформлена в течение недели, как положено по закону, то гражданин другого государства должен будет заплатить 2–3 тысячи рублей. Но при проживании без прописки в городе федерального значения сумма возрастет до 3–5 тысяч рублей.
  • Также штраф должен будет заплатить собственник помещения, принявший иностранца. Не берется во внимание, знал ли он о намерениях квартиранта. Сумма штрафа составит 5–7 тысяч рублей.
  • За аналогичное деяние привлекаться к ответственности может и юридическое лицо. Ему потребуется внести в казну государства 50–750 тысяч рублей.

Если речь идет о фиктивной регистрации иностранцев, ориентироваться нужно не на Кодекс об административных правонарушениях. В данном случае нормы закона содержатся в Уголовном кодексе РФ. Он прописывает сумма штрафов за противоправное деяние.

Фиктивная регистрация может подразумевать несколько вариантов. Иногда гражданин скрывает факт нахождения длительное время в стране. Также понятие включает в себя подделку документов.

Ответственность за преступление отмечается в статье 322.2 УК РФ. Сумма штрафа составит от 70 до 500 тысяч рублей. Иногда возможно взыскание не с собственника жилья, а с самого иностранца.

Проживание иностранца должно осуществляться только в том месте, где он зарегистрирован. Если эта норма нарушается, то возможно наказание. В соответствии со статьей 18.1 КоАП РФ штраф может достигать 15 000 рублей.

В законе отмечается штраф за неправильность проведения регистрации или несвоевременность подачи документов. Причины, которые считаются уважительными и нет, прописаны в статье 19.15.2. В случае доказывания первого сумма штрафа составит 7 тысяч рублей. При отсутствии умысла размер варьируется в пределах 3–5 тысяч рублей.

Оплата штрафов должна производиться обязательно после выявления нарушения. Чтобы провести процедуру, гражданин должен обратиться по месту проживания или пребывания.

В Федеральной миграционной службе территориального отнесения выдадут реквизиты для оплаты. Их нужно передать специалисту почтового отделения или банка, которые осуществят перевод.

Некоторые отделения имеют кассы, через которые можно произвести оплату. Тогда обращаться никуда дополнительно не потребуется.

могут варьироваться до 90 дней, в течение которых нужно решить — нужна ли регистрация в этом регионе.

Что говорит регламент ФМС по регистрации по месту жительства — читайте в нашей статье.

В чем разница между местом жительства и местом регистрации — мы расскажем далее.

1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленные действующим законодательством правила регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административная ответственность по данной статье наступает в случаях, если в действиях виновного лица не усматривается состава преступления.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны — месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

В ч. 3 комментируемой статьи установлена административная ответственность нанимателей или собственников, предоставивших жилое помещение гражданину РФ, за нарушение установленных действующим законодательством сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представления в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина РФ.

Ответственность по ч. 4 комментируемой статьи наступает в случае, если противоправные действия, предусмотренные ч. 3 данной нормы, совершены в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется нарушением лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных действующим законодательством сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан РФ либо представление заведомо недостоверных документов.

Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане и должностные лица.

В соответствии со статьями 27 и 55 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон о праве передвижения) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона о праве передвижения:

место пребывания – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина;

место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина;

фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства — регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Статьей 3 Закона о праве передвижения установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

За проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) в статье 19.15.1 предусмотрена административная ответственность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила) и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9, 16 Правил к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов обязаны обратиться граждане:

прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, до истечения указанного срока;

изменившие место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства.

Ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении установлена статьёй 19.15.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Примечанием к указанной статье предусмотрены случаи освобождения граждан от административной ответственности.

В соответствии со статьей 23.3. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.15.1, 19.15.2, рассматривают органы внутренних дел (полиция).

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 11.01.2015 в Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ) введены статьи 322.2 и 322.3, которыми установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

В соответствии с примечаниями к статьям 322.2 и 322.3. УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное данными статьями, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этих преступлений и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3. УК РФ предварительное расследование производится в форме дознания дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации.

Правовой отдел УМВД России по Хабаровскому краю

«Российская газета», N 152, 10.08.1993, «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.08.1993, N 32, ст. 1227.

«Российская газета», N 256, 31.12.2001, «Парламентская газета», N 2-5, 05.01.2002, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

08.01.2015, «Собрание законодательства РФ», N 2, 12.01.2015, ст. 517

23.12.2013, «Российская газета», N 291, 25.12.2013, «Собрание законодательства РФ», 23.12.2013, N 51, ст. 6696.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.