Льготы для лиц совмещающих работу с обучением

Оглавление [Показать]

Правовое регулирование льгот для работников, обучающимся без отрыва от производства, и особенности правоотношений с их участием

В целях реализации конституционных прав граждан на труд, образование и содействия повышению профессионального уровня работающих законодательство о труде предусматривает широкую систему льгот для граждан, совмещающих работу с обучением как непосредственно на производстве, так и в различных образовательных учреждениях.

Указанные льготы урегулированы гл. XIII КЗоТ РФ, Федеральным законом от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Положением о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1982 г. (с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 г.), и некоторыми другими нормативными актами.

Несмотря на то, что работники, совмещающие работу с обучением, объединены Законом в одну категорию, они являются участниками (субъектами) различных видов правоотношений.

Так, лица, проходящие профессиональное обучение непосредственно на предприятии, сохраняют трудовые правоотношения с работодателем. В то же время работники, повышающие профессиональную квалификацию в учебных заведениях (курсах, институтах и т. д.), и работники, обучающиеся без отрыва от производства в любых образовательных учреждениях, состоят не только в трудовых правоотношениях с работодателем, но и в административном правоотношении с этими учреждениями.

При этом применительно к рассматриваемым льготам законодательством определены некоторые требования к субъектам последних правоотношений. В частности, для обладания данными льготами работник, зачисленный на обучение решением учебного заведения (приказом, распоряжением его руководителя), в соответствии с п. 1 вышеприведенного Положения обязан обучаться в нем успешно. В свою очередь, согласно ст. 196 КЗоТ РФ образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования должны иметь государственную аккредитацию и лишь при этом условии обучение в них поощряется законом, в связи с чем работодатель обязан обеспечить реализацию работниками предусмотренных для них льгот.

Виды и формы профессионального обучения

Непосредственно на производстве применяются следующие виды профессионального обучения работников:

  1. подготовка новых работников — профессиональное обучение работников из числа лиц, принятых на работу и ранее не имевших профессии;
  2. переподготовка и обучение работников вторым профессиям — обучение работников, уже имеющих профессию, с целью получения новой;
  3. повышение квалификации работников — профессиональное обучение, направленное на совершенствование профессиональных знаний, навыков и умения по имеющейся профессии.

Формы бесплатного профессионального обучения на производстве могут быть различными — индивидуальное, бригадное, курсовое и другие, однако при обязательном условии — обучение должно осуществляться в пределах рабочего времени, установленного законом (ст. 185 КЗоТ РФ).

Как предусмотрено ст. 186 КЗоТ РФ, по окончании профессионального обучения на производстве работникам предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией.

Льготы, предусмотренные законодательством для работников, обучающихся в учебных заведениях

Наиболее широкими льготами закон наделяет лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях: общеобразовательных школах (вечерних и сменных), образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Следует учитывать, что современный Кодекс законов о труде РФ, так же как и вышеуказанное Положение, продолжает использовать прежнюю терминологию, относящуюся к названиям этих учебных заведений: профессионально-технические, средне-специальные и высшие учебные заведения.

Объем и содержание этих льгот зависят не только от вида учебного заведения, но и от формы (очно-заочной или заочной), периода обучения работников (1 и 2 курсы обучения, 3 и последующие курсы обучения). Причем рассматриваемые льготы существенно изменяются и увеличиваются для обучающихся на последних курсах обучения и получающих образование на заочных отделениях (факультетах).

Льготы для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, в настоящее время урегулированы ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (при этом положения отдельных статей главы XIII КЗоТ РФ в связи с принятием данного закона не изменены).

Независимо от вида образовательного учреждения работникам, совмещающим работу с обучением, законодательством установлены следующие льготы:

  1. Создание необходимых условий для совмещения работы с обучением (ст. 187 КЗоТ РФ). Обязанности по созданию таких условий законом возлагаются на работодателя и могут быть конкретизированы и перечислены в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) с работниками, коллективных договорах и соглашениях, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о персонале и других локальных нормативных актах, действующих в организациях.
  2. Поощрение за успешное совмещение работы с обучением (ст. 188 КЗоТ РФ). К этим работникам могут применяться любые поощрения, определенные законодательством (ст. 131-133 КЗоТ РФ, локальными нормативными актами и тд.).
  3. Оплата проезда к месту нахождения (и обратно) заочного учебного заведения (ст. 200 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ).
  4. В области рабочего времени работников (ст. 189,190, 197 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ):
    1. установление им сокращенного рабочего дня или рабочей недели;
    2. запрещение привлечения всех субъектов льгот к сверхурочным работам в дни занятий в учебных заведениях (ст. 193 КЗоТ РФ).
  5. Предоставление отпусков:
    1. дополнительных оплачиваемых учебных отпусков в период обучения в учебном заведении (ст. 191, 192, 194, 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ). Диапазон продолжительности учебных отпусков, предоставляемых всем субъектам льгот, составляет от 4 календарных дней до 4 месяцев. В период отпуска за работником сохраняется среднемесячный заработок, исчисленный в порядке, предусмотренном для оплаты ежегодных отпусков (в настоящее время из расчета трех последних месяцев работы). Основанием для предоставления отпуска является справка-вызов установленной формы. По желанию работника допускается присоединение ежегодного отпуска к учебным отпускам;
    2. для поступления в учебное заведение (ст. 195 КЗоТ РФ):
      1. допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения — продолжительностью 15 календарных дней (не считая времени на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно) без сохранения заработной платы;
      2. допущенным к вступительным экзаменам в средние специальные учебные заведения — продолжительностью 10 календарных дней (не считая времени проезда туда и обратно) без сохранения заработной платы.
  6. Предоставление работы в соответствии с полученной квалификацией и образованием (ст. 195 КЗоТ РФ и локальные нормативные акты).
  7. Иные льготы.

Льготы для лиц, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Виды льгот для работников, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, установлены Кодексом законов о труде РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ.

В соответствии с названным законодательством этим работникам установлены следующие льготы:

  1. Предоставление учебных отпусков на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов (ст. 198 КЗоТ РФ и ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ):
    1. обучающимся на 1 и 2 курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения- продолжительностью 10 календарных дней, а по заочной форме обучения — 30 календарных дней, ежегодно.

      Для обучающихся на 1 и 2 курсах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (независимо от формы обучения) в этих же целях предоставляются отпуска длительностью 40 календарных дней, ежегодно;

    2. обучающимся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения — продолжительностью 20 календарных дней, а по заочной форме обучения — 40 календарных дней, ежегодно.

      Для обучающихся на 3 и последующих курсах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (независимо от формы обучения) в этих же целях предоставляются отпуска длительностью 50 календарных дней, ежегодно;

    3. на период сдачи государственных экзаменов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования — 30 календарных дней, а в образовательных учреждениях высшего профессионального образования — 1 месяц;
    4. на период подготовки и защиты дипломной работы (проекта) со сдачей государственных экзаменов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования- 4 месяца, а в образовательных учреждениях среднего профессионального образования — 2 месяца.
  2. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата или численности работников (при увольнении по п. 1 ст. 33 К3оТ РФ) в организации (ст. 34 КЗоТ РФ).
  3. Для обучающихся на последних курсах в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по рекомендации учебного заведения работодателем может быть предоставлен дополнительный месячный отпуск без сохранения заработной платы. Согласно ст. 199 КЗоТ РФ этот отпуск предоставляется в целях ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломной работе (проекту). В этот период работник может быть зачислен учебным заведением на стипендию на общих основаниях со студентами очных отделений.

    Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ аналогичной льготы для работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не предусмотрено.

  4. Установление сокращенного и неполного рабочего времени для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы или сдачи государственных экзаменов (ст. 197 КЗоТ РФ).

    Сокращенное рабочее время определяется:

    1. работающим в режиме 6-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить 1 свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% среднемесячной заработной платы;
    2. работающим в режиме 5-дневной рабочей недели работодатель обязан предоставить такое количество свободных от работы дней (оплачиваемых в указанном размере), которые бы в пересчете на рабочие часы соответствовали количеству свободных от работы часов, предоставляемых работникам при 6-дневной рабочей неделе (см. выше).

    Неполное рабочее время с предоставлением этим же работникам (независимо от их режима работы) дополнительно 1 -2 свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы за эти дни устанавливается по соглашению сторон трудового договора (контракта).

    Данная льгота не распространяется на работников, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

  5. Оплата проезда за счет работодателя к месту нахождения заочного учебного заведения и обратно. Работники, совмещающие работу с обучением на заочных отделениях (факультетах) образовательных учреждений среднего профессионального образования, один раз в году имеют право на оплату проезда в оба конца к месту нахождения образовательного учреждения в размере 50 процентов стоимости проезда. Аналогично компенсируются расходы этих лиц, связанные с проездом к месту нахождения учебного заведения для защиты дипломной работы (проекта) или сдачи государственных экзаменов, в связи с чем на последнем курсе обучения эта льгота работникам предоставляется дважды.

    Подобная льгота по оплате проезда должна предоставляться работодателями и работникам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Однако оплата проезда им компенсируется в размере 100 процентов его стоимости (ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

    Во всех этих случаях расходы по проезду возмещаются обучающимся в порядке, предусмотренном законодательством для компенсации таких же расходов при служебных командировках.

    Рассматривая вышеперечисленные льготы для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, следует иметь в виду следующие два обстоятельства:

  6. в соответствии с п. 7 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ при обучении работника одновременно в двух высших учебных заведениях, приведенные льготы могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента);
  7. индивидуальным трудовым договором (контрактом), соглашением или коллективным договором, другими локальными нормативными правовыми актами названные льготы могут быть существенно расширены: увеличена продолжительность дополнительных отпусков, эти учебные отпуска могут предоставляться с сохранением заработной платы вместо отпусков без содержания и т. д. (ч. 2 ст. 5 КЗоТ РФ и п. 7 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ).

Представляется, что данные положения в полной мере применимы к правилам реализации и объему льгот, которыми обладают работники, обучающиеся в других видах образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Льготы работникам, совмещающим работу с обучением

Все льготы работникам, совмещающим работу с обучением, выражаются в предоставлении им большего свободного от работы времени для успешной учебы и повышения квалификации. Такие льготы являются специальными, относятся к институту рабочего времени и времени отдыха и отражают дополнительные гарантии права на отдых для этой категории работников.

При подготовке кадров непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях теоретические занятия и производственное обучение проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме (т.е. без отрыва от производства), выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством РФ (п. 8 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», с изм. и доп., вступившими в силу 12 ноября 2012 г.).

Указанные льготы более подробно закреплены в главе 26 ТК РФ и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 1 февраля 2012 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, предусмотренные законодательством льготы предоставляются при условии, если эти учреждения имеют государственную аккредитацию (ст. 173 ТК РФ).

Работников, обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий запрещается привлекать к сверхурочным работам.

Для работников, успешно обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах рабочей молодежи в период учебного года, рабочая неделя (как нормальная, так и сокращенная) уменьшается на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов, а для обучающихся в школах сельской молодежи — на два рабочих дня или соответствующее количество часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). За время освобождения платы по основному месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 177 ТК РФ). Кроме того, работодатель организации имеет право предоставлять им по их желанию без ущерба для производственной деятельности в период учебного года дополнительно еще один или два свободных от работы дня без сохранения заработной платы.

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

  • для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов — соответственно по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
  • для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца;
  • для сдачи итоговых государственных экзаменов — месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы следующим работникам:

  • допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования — 15 календарных дней;
  • слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;
  • обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — месяц.

Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

  • для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов — соответственно по 40 календарных дней;
  • для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца;
  • для сдачи итоговых государственных экзаменов — месяц.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы следующим работникам:

  • допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования — 10 календарных дней;
  • обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца, для сдачи итоговых экзаменов — месяц;
  • обучающимся но заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50% стоимости проезда;
  • обучающимся по очно-заочно (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается но их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов; за время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Если работники успешно обучаются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования (независимо от их организационно-правовых форм), то им предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение года.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе — 9 календарных дней, в XI (XII) классе — 22 календарных дня.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

К дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173—176 ТК РФ, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы и иные льготы (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Льготы для лиц, совмещающих работу и обучение, закреплены в Трудовом кодексе РФ. Глава 26 ТК РФ называется «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением». Указанные гарантии и компенсации диф­ференцируются в зависимости от того, образование какого уровня получает гражданин, а также от формы обучения. Важное значение имеет факт наличия у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации. Предусмотренные Трудовым кодексом гарантии и компенсации предоставля­ются только в случае обучения в учреждениях, имеющих государственную ак­кредитацию. Если работник обучается в неаккредитованном образовательном учреждении, гарантии и компенсации для него могут устанавливаться коллек­тивным договором или трудовым договором. Гарантии и компенсации работ­никам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, га­рантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору самого работника).

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их орга­низационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предос­тавляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

A) для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе — соответственно по 50 календарных дней (при освоении основных образователь­ных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);

Б) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — 4 месяца;

B) для сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц. Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

A) работникам, допущенным к вступительным испытаниям в вузы, слуша­телям подготовительных отделений вузов для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;

Б) работникам, обучающимся в вузах по очной форме — 15 календарных дней в течение учебного года;

B) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — на 4 месяца;

Г) для сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц.

Для работников, обучающихся в вузах по заочной форме, устанавливается дополнительная льгота: один раз в учебном году работодатель оплачивает про­езд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Работникам, обучающимся в вузах по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанав­ливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время ос­вобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего за­работка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда. По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего време­ни производится путем предоставления работнику одного свободного от рабо­ты дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Аналогичные гарантии и компенсации предоставляются работникам, обу­чающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального обра­зования, и работникам, поступающим в указанные учреждения. Продолжитель­ность дополнительных отпусков для них меньше, чем для обучающихся в ву­зах. Работникам, успешно обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с со­хранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — соответственно по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе — по 40 календарных дней. Продолжительность отпуска для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итого­вых государственных экзаменов составляет 2 месяца, а для сдачи итоговых го­сударственных экзаменов — 1 месяц.

В указанных выше случаях отпуска без сохранения заработной платы пре­доставляются продолжительностью 10 календарных дней (например, для сдачи вступительных экзаменов и т. д.). Один раз в учебном году работодатель опла­чивает проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно в размере 50% его стоимости. Работникам, обучающимся по очно-заочно (вечер­ней) и заочной формам обучения в средних специальных учебных заведениях, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов, или может быть по соглашению сто­рон трудового договора предоставлен один свободный от работы день в неделю либо сокращена продолжительность рабочего дня в течение недели. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50%) среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера опла­ты труда.

1Проект федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc).

2Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.- С. 16-18.

3Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 23-25.

4Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 28-29.

5Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 32-34.

6Там же. С. 34.

7Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат: Материалы международной конференции «Контроль качества и оценка в образовании». _ СПб., 1998. – С. 113-129.

8Проект федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

9Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник. М.: НОРМА, 2001. С. 1-2.

10Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 38-39.

11Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник. М.: НОРМА, 2001. С. 39.

12Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос. и право. 1999. № 9. С. 8.

13Проблемы общей теории права и государства: Учебник/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. С. 342.

14Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 56-58.

15СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260. 

16Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — С. 70.

17Там же. – С. 72-73.

18Сырых В. М.Образователное право как отрасль российского права. – М., 2000.

19Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

20Проект федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

21 Спасская В. В. Образовательные правоотношения: вопросы теории: Монография / В. В. Спасская. М., 2005. 150 с.

22Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. – М., 2002. – С. 31.

23См.: Шкатулла В.И. Указ. Соч. С. 121.

24Черноморова Т.В. Международные организации и глобализация образования // Экономика образования. 2002. № 1. С. 45.

25СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4837.

26СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4836.

27Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

28Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – С. 51.

29Федорова М. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие / Под ред. А. И. Умана. – М., Педагогическое общество России, 2008. – С. 6.

30Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – С. 52.

31Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

32Ягофаров Д. Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – С. 102.

33Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc)

34 Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» / Архив банка документов сайта Минздравсоцразвития России / прямая ссылка http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940

35Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc).

36 Абалдуев В. А. Особенности регулирования труда педагогических работников:  научно-практический анализ гл. 52 Трудового кодекса РФ  и предложения по совершенствованию трудового законодательства / прямая ссылка http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod3/?abal.html

37Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 20 – 22.

38Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 32 — 34.

39Приказ Минздравсоцразвития России №593 от 14 августа 2009 г. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

40 Анташева Ю. Аттестация педагогических работников новые правила. Прямая ссылка http://www.molnet.ru/mos/ru/n_84/o_20029. Дата публикации 28.06.2011.

41Приказ Министерства образования и науки РФ № 209 от 24 марта 2011 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» / прямая ссылка http://www.samara.edu.ru/of_docs/regions.php?ELEMENT_ID=398 .

42 ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 10 декабря 2010 года. Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года.

43 Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования «Новая система оплаты труда работников образования» (утв. Министерством образования и науки РФ 22 ноября 2007 г.) / http://www.kpmo.ru/

44 Постановление Правительства Свердловской области от 5 сентября 2008 г. N 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 4 мая 2009 г.). См. также Постановление Правительства Свердловской области от 12.11.2009г. № 1626-пп.

45 См. Приказ Министра образования Правительства МО от 31.05.2011 N 1351 «Об апробации Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений в Московской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» / http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MOB;n=140844

46Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования «Новая система оплаты труда работников образования» (утв. Министерством образования и науки РФ 22 ноября 2007 г.) / http://www.kpmo.ru/

47Абалдуев В. А. Оплата труда работников высшего учебного заведения: научно-практический комментарий ст. 30 Федерального закона « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / прямая ссылка http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod/?08.html

48Абалдуев В. А. Оплата труда работников высшего учебного заведения: научно-практический комментарий ст. 30 Федерального закона « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / прямая ссылка http://www.lexed.ru/pravo/theory/ezegod/?08.html

49Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 77.

50Гальперин А. Э. Применение трудового кодекса в образовательном учреждении: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – м.: АРКТИ, 2008. С. 130.

51 Письмо от 27 октября 2003 г. № 192 О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ДОПУСТИВШИХ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО И (ИЛИ) ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НАД ОБУЧАЮЩИМИСЯ / прямая ссылка http://eburg.regionz.ru/index.php?ds=20367

52Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2, пп.33, 34, 35. / прямая ссылка http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=65120

53 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 декабря 2010 г. N 2075 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Опубликовано в «РГ» — Федеральный выпуск №5405 от 11 февраля 2011 г. 

54 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

55Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г. ст. 120 .

56 Сильведойне Н.Г. Анализ экономического статуса государственных образовательных учреждений / Н.Г. Сильведойне// Наука и школьная практика. – 2012. — № 14

57Бюджетный кодекс РФ ст. 6.

58 Шадрина Н.М. Методические рекомендации по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений (механизмы реализации 83-ФЗ) / Н.М. Шадрина// Институт проблем образовательной политики. – 2010.

59 Корнилов П.Н. Казенные и бюджетные учреждения: изменения в правовом статусе заказчиков / П.Н. Корнилов// Институт госзакупок РАГС. – 2011.

60 Постановление Правительства РФ от 02 сентября 2010г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

61 Бюджетный кодекс РФ ст. 6.

62 Лапушинская Г.К. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений новых типов/ Г.К. Лапушинская// Нормативные документы образовательного учреждения. – 2010. — № 9.

63 Семинар “Особенности правового статуса автономных образовательных учреждений», 03.11.2010 / текс — прямая ссылка

64Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc) п. 2 ст. 103.

65Там же.

66Проект Федерального закона «Об образовании в Российcкой Федерации» (12.05.04-образование-проект3.0.5.doc) п. 2 ст. 103.

67 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

68Гражданский Кодекс РФ ст. 52.

69Гражданский Кодекс РФ гл. 22.

70Гражданский Кодекс РФ ст. 50.

71Гражданский Кодекс РФ ст. 2.

72Гражданский Кодекс РФ ст.2.

73Налоговый кодекс РФ

74 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

75 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

76 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

77Гражданский Кодекс РФ ст. 120, 296.

78Гражданский Кодекс РФ ст. 128–130.

79 Вавилов А. И. Правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений. Ж-л «Нормативные документы образовательного учреждения», № 10. 2011 г. Дата публикации: 09.09.2011. Прямая ссылка

80Вершинина В. В. Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений. НПО «Криста». Дата публикации: 21.02.2011 г.

81 Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

82 Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Общие положения.

83Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации) / 12.05.04-образование-проект 3.0.5.doc.

84Распоряжение Управления образования Администрации  г. Екатеринбурга от 07.09.2009 № 675-ру  «ПОЛОЖЕНИЕ  о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, муниципального образования «город Екатеринбург»

85Там же п. 10.

86Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

87 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

88 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

89 Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2011 N 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.01.2012 N 23011)

90 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении  высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)

91Пункт 27 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

92Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 135; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280; N 49, ст. 6070, ст. 6074; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 7, ст. 786, ст. 787; N 46, ст. 5419; 2010, N 19, ст. 2291; N 46, ст. 5918; 2011, N 6, ст. 793; N 25, ст. 3537; N 30, ст. 4590).

93Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 294 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1888; 2009, N 38, ст. 4487).

94Часть 4 статьи 4 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 46, ст. 5418).

95Пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 793; N 27, ст. 3871).

План

 14.1. Организация производственного обучения

 14.2. Льготы для работников, которые обучаются в средних заведениях образования

 14.3. Льготы для лиц, обучающихся в профессионально-технических заведениях образования

 14.4. Льготы для лиц, обучающихся в высших заведениях образования и аспирантуре

Конституция Украины (ст. 53) гарантирует право граждан на образование.

Полное общее среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионального, высшего образования в государственных и коммунальных заведениях образования; развитие дошкольного, полного общего среднего образования, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендии и льгот учащимся и студентам.

Образование — основа интеллектуального, культурного, духовного, социального и экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств; повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.

Наличие различных форм обучения, в частности заочной и вечерней, позволяет значительному количеству граждан совмещать свою трудовую деятельность с обучением в различных заведениях образования. Кроме того, для лиц, совмещающих работу с обучением, предусмотрена система особых льгот, объем и виды которых зависят от типа учебного заведения, от формы обучения, а также от того, в каком классе и на каком курсе занимается работник. Помимо заведений образования обучение граждан осуществляется и на предприятиях. Эта область образования регулируется трудовым правом. Законы и иные нормативные акты о труде решают также задачу оказания содействия работающим гражданам в получении образования путем создания на предприятиях, учреждениях и организациях благоприятных условий для обучения без отрыва от работы. Все льготы работникам, совмещающим работу с обучением, выражаются в предоставлении им больше свободного от работы времени для успешной учебы и повышения квалификации. Эти льготы предусмотрены главой XIV КЗоТ Украины (ст. ст. 201-220) «Льготы для работников, совмещающих работу с обучением». Они не создают самостоятельного института трудового права, а нормы о них являются специальными, отражающие дифференциацию трудового права, относятся к институту рабочего времени и времени отдыха и отражают дополнительные гарантии права на отдых этой категории работников.

Льготы работникам, обучающимся в заведениях образования без отрыва от производства или непосредственно на производстве — предоставляются:

а) по отпускам,

б) по рабочему времени и отдыху,

в) по оплате стоимости проезда на экзаменационную сессию и обратно,

г) по работе и бытовому обслуживанию.

Этими льготами пользуются лица, успешно обучающиеся в различных заведениях образования или проходящие производственное обучение. Успепшо обучающимися считаются работники, сдавшие все зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом, а также выполнившие и сдавшие письменные и другие работы по дисциплинам учебного плана данного семестра или квалификационный экзамен при производственном обучении.

В соответствии со статьей 202 Кодекса законов о труде законодатель обязывает собственника или уполномоченного им органа создавать необходимые усло-

вия для совмещения работы с обучением для лиц, что проходят производственное обучение или обучаются в заведениях образования без отрыва от производства. С переходом Украины к рыночной экономике и появлением предприятий различных форм собственности и видов хозяйственной деятельности эта норма играет немалое значение и выступает гарантом льгот для данной категории работников. К сожалению, нельзя не отметить и того факта, что многие частные предприятия стараются минимизировать, а зачастую вообще не предоставлять предусмотренные законодательством льготы. Будем надеяться, что это временное явление, которое свойственно экономическому кризису, так как собственник предприятия должен быть заинтересован в высокой квалификации своих работников, более того   один из способов обеспечения роста квалификации работников является организация соответствующего обучения на производстве.

 14.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, собственник или уполномоченный им орган организует индивидуальное, бригадное, курсовое или другое производственное обучение за счет предприятия, учреждения и организации (ст. 201 КЗоТ Украины).

Профессиональная подготовка (обучение) — овладение определенными навыками и знаниями по определенной профессии или специальности. Профессия (от лат  Professio, от profiteor — объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. В Украине основной путь получения профессионального образования — обучение в профессионально-технических заведениях образования и в вузах. Однако практикуется подготовка и курсовое обучение работников непосредственно на производстве и согласно нормам действующего законодательства осуществляется она за счет предприятия, учреждения и организации. Подготовка новых рабочих — это профессиональное обучение людей, не имевших профессии или специальности. Их принято называть учениками. Как правило, на производстве готовят кадры по специальностям, не требующим длительных сроков обучения. Основными формами обучения являются: индивидуальное, бригадное и курсовое. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в состав рабочей бригады, где с ним занимается бригадир или другой высококвалифицированный рабочий из числа членов бригады. При бригадной форме обучения ученики объединяются в бригады, которые возглавляют бригадиры (инструкторы производственного обучения). Имеются также специальности, которые требуют более углубленного изучения теоретических знаний. Для этих целей используются курсы, т.е. курсовое обучение производится по особо сложным профессиям. Сроки производственного обучения различные. По окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается квалификация (разряд, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией.

Научно-технический прогресс, то есть поступательное развитие науки и техники, предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации и ответственности работников. Поэтому полученные работником профессиональные знания и навыки периодически требуют пополнения или обновления, т.е. повышения квалификации или возникает необходимость переподготовки

Переподготовка — это обучение работников, уже имеющих профессию, с целью получения новой. Формы переподготовки работников такие же, как и при профессиональной подготовке работников.

Квалификация (от лат. Qualis — какой по качеству) — это уровень подготовленности, степень готовности к какому-нибудь виду труда. Квалифицированный  труд — это сложный труд, требующий специальной подготовки, наличия у работника навыков, умения и знаний для выполнения определенных видов работ. Значение и роль квалифицированного труда велики. Квалифицированный труд создает в единицу времени большую стоимость, чем не квалифицированный труд. Производственное обучение включает в себя и повышение квалификации. Под повышением квалификации понимается профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии.

Определив важность профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, законодатель закрепил ряд требований к организации и проведению производственного обучения, а также порядок предоставления льгот для данной категории работников. Чтобы обучение не приводило к увеличению рабочего времени, теоретические знания и производственное обучение новых работников непосредственно на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств (ст. 204 КЗоТ):

1) в период производственного обучения, переквалификации или обучения другой специальности работники не могут быть использованы на каких-либо работах, не связанных со специальностью, которой они обучаются (cm. 205 КЗоТ); основной трудовой функцией данной категории работников является изучение специальности, хотя одновременно они выполняют и определенные производственные задания по изучаемой специальности;

2) работнику, который успешно закончил производственное обучение, присваивается квалификация согласно тарифно-квалификационному справочнику и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией и присвоенным ему разрядом (cm. 206 КЗоТ). Производственное обучение завершается сдачей квалификационных экзаменов квалификационной комиссии, которая определяет работнику по полученной специальности разряд и т.п.;

3) оплата труда. За время прохождения производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям работникам выплачивается заработная плата в порядке и в размерах, предусмотренных законодательством (ст. 207 КЗоТ).

Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 года № 700 утверждено Положение об оплате труда за время производственного обучения, переквалификации или обучения другим профессиям. Указанным Положением определяется порядок оплаты труда учеников за время их обучения и работников за время их переквалификации или обучения другим профессиям, что проводится предприятием, организацией и учреждением непосредственно на производстве. При индивидуальном обучении профессии работников со сдельной оплатой труда оплата труда производится: за 1-й месяц обучения — 75% тарифной ставки 1 разряда соответствующей профессии, за 2-й месяц — 60%, за 3-й месяц — 40%, за 4-й и все последующие месяца до окончания срока обучения, предусмотренного программой, — 20% тарифной ставки 1 разряда соответствующей профессии. Кроме того, за изготовленную учениками пригодную продукцию начисляется заработная плата по действующим на предприятии тарифам и расценкам.

Оплата труда учеников при индивидуальном обучении профессии работников с почасовой оплатой труда производится: за 1-й и 2-й месяцы — 75% тарифной ставки 1 разряда соответствующей профессии на предприятии, за 3-4-й месяцы — 80%, за все последующие, что предусмотрены программой обучения, — 90% тарифной ставки 1 разряда соответствующей профессии. В таком же порядке оплачивается труд учеников на работах со сдельной оплатой труда, если производственное обучение проводится на оборудовании, на котором работают работники, что обучают.(Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)

Оплата труда учеников в случае обучения их в бригаде производится: за 1-й месяц — 75%, за 2-й месяц — 60%, за 3-й мес. — 40%, за 4-й и последующие месяца — 20% тарифной ставки 1 разряда соответствующей профессии на предприятии. Кроме того, начиная со 2-го месяца обучения, ученикам производится доплата до 100% ставки 1 разряда соответствующей профессии на предприятии со сдельного заработка бригады. Производственная бригада со сдельной оплатой труда, при согласии коллектива бригады, может из общего заработка бригады увеличивать доплату ученикам свыше ста процентов тарифной ставки 1 разряда. Порядок и размеры доплаты ученикам определяются коллективом бригады в зависимости от их трудового вклада в результаты работы бригады. Если ученики включены в состав бригады, работающей на агрегате, на котором выпуск продукции в связи с увеличением количества работников в бригаде не может быть увеличен, оплата труда учеников производится в таком же порядке, как и при обучении профессий работников с почасовой оплатой.

Оплата труда за время обучения профессиям, которым в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий работникам 1 разряд не присваивается, производится исходя из тарифной ставки низшего разряда соответствующей профессии.

За женщинами, которые освобождаются от выполнения тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, сохраняется предыдущая заработная плата на время обучения или переквалификации.

Оплата труда работников за время их переквалификации или обучения, что обусловлены нуждами производства, другим профессиям производится: за 1-й месяц — 100%, 2-й месяц — 70%, 3-й месяц — 40% их среднего заработка на предыдущем месте работы. Кроме того, указанным работникам со второго месяца обучения за изготовленную ими пригодную продукцию начисляется заработная платя по действующим на предприятии нормам и расценкам. В случае обучения указанных работников на оборудовании, на котором работают работники, что обучают, оплата за все время обучения производится исходя из среднего заработка на предыдущем месте работы.

Необходимо отметить, что этим Положением отдельно регулируется оплата труда учеников за время их обучения профессиям работников, занятых на подземных работах, а также труда работников за время их обучения другой профессии указанных работников. Обусловлено это прежде всего характером указанных работ.

В период производственного обучения на работника распространяются общие нормы трудового права и специальные нормы по производственному обучению. Уровень квалификации работников является серьезным фактором экономических реформ и, к сожалению, на сегодняшний день во многом отстает от потребностей рыночной экономики. Ныне периодичность повышения квалификации в Украине составляет 16 лет, тогда как в странах Западной Европы и Японии — 3-5 лет, а в России — 7-8 лет. По данным специалистов Луганского НИИ социально-трудовых отношений, четырехлетний перерыв в работе, в нашей стране, приводит к полной утрате работником квалификационных навыков и способствует существенному подорожанию стоимости этой рабочей силы. Поэтому необходимо пересмотреть подходы к организации профессиональной подготовки и повышению квалификации работников.

 14.2. ЛЬГОТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, КОТОРЫЕ ОБУЧАЮТСЯ В СРЕДНИХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Установление сокращенного рабочего времени

Сокращенная продолжительность рабочего времени — это продолжительность рабочего времени, уменьшенная законодательством по сравнению с общеустановленной 40-часовой рабочей неделей в целях охраны труда работников, создания благоприятных условий для совмещения работы с учебой. Для работников, которые успешно обучаются без отрыва от производства в средних общеобразовательных вечерних (сменных) школах, классах, группах с очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах, на период учебного года устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). Указанные лица освобождаются от работы в течение учебного года не более чем на 36 рабочих дней при шестидневной рабочей неделе или на соответствующее им количество рабочих часов. При пятидневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов. За время освобождения от работы указанным лицам выплачивается 50% средней заработной платы по основному месту работы, но не менее установленного минимального размера заработной платы.

В отдельных случаях, когда по условиям производства (сезонные, подвижный характер работы) указанные лица не могут регулярно пользоваться свободными днями, собственник предприятия или уполномоченный им орган могут предоставлять им свободные от работы дни в суммированном виде в межсезонный период или в иной период наименьшей занятости на производстве в пределах общего количества свободных от работы дней, установленных законодательством. Графики предоставления сокращенного рабочего дня, сокращенной рабочей недели или свободных от работы дней утверждаются собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом, а также с учетом графика занятий или учебного плана школы, где обучаются работники.

2. Освобождение от работы без сохранения заработной платы

                Руководители предприятий, учреждений, организаций могут предоставлять без ущерба для производст-

венной деятельности работникам, что обучаются в средних общеобразовательных вечерних (сменных) школах, классах, группах с очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах, по их желанию, в период учебного года один-два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы.

3. Дополнительный отпуск в связи с учебой в средних заведениях образования

Отпуск — это свободное от работы время в течение установленного законодательством количества рабочих дней. Законом Украины «Об отпусках», вступившим в действие с 1 января 1997 года, предусмотрены различные виды отпусков, один из которых — дополнительный отпуск в связи с учебой. Эти отпуска предоставляются для сдачи экзаменов и зачетов. Продолжительность таких отпусков зависит от вида заведения образования; от формы обучения; от года, курса или класса обучения; от цели, для которой предоставляется отпуск. За время указанных отпусков за работниками сохраняются их рабочее место, средний заработок.

На период сдачи выпускных экзаменов в XI классе работникам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 23 рабочих дня, а в VIII классе — 10 рабочих дней. Работникам, обучающимся в V, VI,VII, IX и X классах указанных школ, предоставляется на время сдачи переводных экзаменов от 4 до 6 свободных от работы дней с сохранением заработной платы по основному месту работы без учета выходных. Необходимо отметить, что раньше, предоставление свободных от работы дней для сдачи переводных экзаменов осуществлялось за счет сокращения общего количества дней, предоставляемых в соответствии со статьей 209 КЗоТ Украины и, соответственно, с 50% выплатой средней заработной платы по основному месту работу. Лицам, допущенным к экзаменам в порядке экстерната за основную и старшую школу, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск соответственно 21 и 28 календарных дней. На время допол-

нительного отпуска в связи с учебой за работником по основному месту работы сохраняется средняя заработная плата.

4. Время предоставления ежегодных отпусков работникам, обучающимся в средних заведениях образования.

Работникам, которые обучаются в средних общеобразовательных вечерних (сменных) школах, классах, группах с очной, заочной формами обучения при общеобразовательных школах, ежегодные отпуска по их желанию предоставляются с таким расчетом, чтобы они могли быть использованы до начала обучения в этих учреждениях.

 14.3. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Профессионально-техническое образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально-технических заведениях образования, т.е. получение гражданами профессий в соответствии с их способностями, интересами, наклонностями. Основным звеном системы профессионально-технического образования выступают профессионально-технические училища. Впервые они появились в 1959 году, ведут подготовку квалифицированных работников для различных отраслей народного хозяйства на базе полного общего среднего образования и базового общего среднего образования. Выпускникам профессионально-технических заведений образования присваивается квалификация «квалифицированный работник» по приобретенной профессии соответствующего разряда. Наличие вечерних отделений профессионально-технических заведений образования позволяет работникам совмещать работу с обучением.

1. Установление сокращенного рабочего времени

Для данной категории работников устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продол жительность ежедневной работы с сохранением заработной платы в установленном порядке.

2. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска

Работникам, успешно обучающимся на вечерних отделениях профессионально-технических заведений образования, предоставляется дополнительный оплачивавмый отпуск для подготовки и сдачи экзаменов общей продолжительностью 35 календарных дней в течение года. На время дополнительного отпуска в связи с обучением за работником по основному месту работы сохраняется средняя заработная плата. Необходимо отметить, что раньше такой отпуск был продолжительностью в 30 рабочих дней в течение года с сохранением за работником 50% средней заработной платы по основному месту работы, но не ниже установленного минимального размера заработной платы.

3. Ограничение сверхурочных работ

Запрещается привлекать к сверхурочным работам в дни занятий работников, обучающихся без отрыва от производства в профессионально-технических заведениях образования.

4. Время предоставления ежегодных отпусков

Работникам, обучающимся без отрыва от производства в заведениях образования, ежегодные отпуска могут по их желанию присоединяться ко времени установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, времени подготовки и защиты дипломного проекта и других работ, предусмотренных учебной программой. Кроме того, право на ежегодный отпуск, который будет присоединен ко времени установочных занятий, сдачи зачетов, экзаменов и т.д., полной продолжительностью за первый год работы возникает до наступления шестимесячного срока беспрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации.

 14.4. ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЛИЦ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ ЗАВЕДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И АСПИРАНТУРЕ

Высшее образование — уровень знаний, получаемый в высших заведениях образования на базе полного общего среднего образования и необходимый специалистам высшей квалификации в различных отраслях народного хозяйства, науки и культуры. В соответствии с Законом Украины «Об образовании», подготовка специалистов в высших заведениях образования может осуществляться без отрыва от производства. Работающим предоставлена возможность его получения через широко развитую сеть вечернего и заочного обучения. Тот, кто предпочитает в основном самостоятельную работу, учится заочно. В помощь заочникам организуются лекции и практические занятия, проводятся консультации. Контроль за обучением при заочной форме осуществляется путем рецензирования письменных заданий, предусмотренных учебным планом и приемом экзаменов. Экзаменационные сессии проводятся в сроки, определяемые заведением образования. Иной порядок обучения установлен при вечерней форме обучения. Посещение занятий является обязательным для обучающихся.(Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)

Аспирантура — основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров при вузах и НИИ.

Основные льготы, предоставляемые для данной категории работников:

1. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы

Работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие заведения образования, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продол-

жительностью 15 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту нахождения учебного заведения и назад. Работникам, обучающимся без отрыва от производства на подготовительных отделениях при высших заведениях образования, в период учебного года, по их желанию, может предоставляться один свободный от работы день в неделю без сохранения заработной платы. Для сдачи выпускных экзаменов им предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней (ст. 214 КЗоТ).

2. Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска

Работникам, успешно обучающимся без отрыва от производства в высших заведениях образования с вечерней и заочной формами обучения, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска:

а) на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов для обучающихся на первом и втором курсах в вузах:

— первого и второго уровней аккредитации с вечерней формой обучения — 10 календарных дней ежегодно;

— третьего и четвертого уровней аккредитации с вечерней формой обучения — 20 календарных дней ежегодно;

— независимо от уровня аккредитации с заочной формой обучения — 30 календарных дней ежегодно;

б) на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов для обучающихся на третьем и последующих курсах в вузах:

— первого и второго уровней аккредитации с вечерней формой обучения — 20 календарных дней ежегодно;

— третьего и четвертого уровней аккредитации

с вечерней формой обучения — 30 календарных дней ежегодно;

_ независимо от уровня аккредитации с заочной формой обучения — 40 календарных дней ежегодно;

в) на период сдачи государственных экзаменов в высших заведениях образования независимо от уровня аккредитации — 30 календарных дней;

г) на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) студентам, обучающимся в высших заведениях образования с вечерней и заочной формами обучения первого и второго уровней аккредитации, — два месяца, а в высших заведениях образования третьего и четвертого уровней аккредитации — четыре месяца.

Основанием для предоставления дополнительного отпуска является справка-вызов заведения образования на сессию с указанием времени ее проведения.

Работникам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру с отрывом или без отрыва от производства, для подготовки и сдачи экзаменов предоставляется один раз в год дополнительный оплачиваемый отпуск из расчета 10 календарных дней на каждый экзамен.

Работникам, обучающиемся без отрыва от производства в аспирантуре и успешно выполняющим индивидуальный план подготовки, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней (ст. 216 КЗоТ, cm. 15 Закона Украины «Об отпусках»).

На время отпусков в связи с обучением за работником по основному месту работы сохраняется средняя заработная плата (ст. 217 КЗоТ).

3   Предоставление свободных от работы дней

Работникам, которые обучаются на последних курсах в высших заведениях образования, на протяжении десяти учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов предоставляется еженедельно при шестидневной рабочей неделе один свободный от работы день для подготовки к занятиям с оплатой его в 50% размере получаемой заработной платы, но не ниже минимального размера заработной платы. При пятидневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при условии сохранения количества свободных от работы часов, а также по их желанию могут быть дополнительно предоставлены еще один—два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы. Работникам, которые обучаются без отрыва от производства в аспирантуре, по их желанию в течение четырех лет обучения предоставляется один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% средней заработной платы работника. Кроме того, работникам, обучающимся в аспирантуре, по их желанию предоставляется еще один свободный от работы день в неделю без сохранения заработной платы (ст. 218 КЗоТ).

4. Установление иной продолжительности отпусков в связи с учебой

Для работников, обучающихся в высших заведениях образования с вечерней и заочной формами обучения, где учебный процесс имеет свои особенности, законодательством может быть установлена иная продолжительность отпусков в связи с учебой (cm. 15 Закона Украины «Об отпусках»). Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 года № 634 утвержден «Порядок, продолжительность и условия предоставления ежегодных отпусков работникам, которые обучаются в высших заведениях образования с вечерней и заочной формами обучения, где учебный процесс имеет свои особенности».

Для работников, успешно обучающихся в высших заведениях образования, по нижеприведенным направлениям подготовки, где учебный процесс имеет свои особенности, кроме отпусков, предусмотренных статьей 15 Закона Украины «Об отпусках», предоставляются:

а) культура (народное художественное творчество), музыкальное искусство — ежегодно 10 календарных дней с сохранением заработной платы и 10 календарных дней без сохранения заработной  платы;

б) театральное искусство, киноискусство, телеискусство — ежегодно 20 календарных дней с сохранением заработной платы и 10 календарных дней без сохранения заработной платы;

в) филология (язык и литература) — 10 календарных дней без сохранения заработной платы.

Эти отпуска предоставляются только в период наступления занятий, написания дипломных проектов (работ), сдачи зачетов и экзаменов. Кроме того, высшим заведениям образования, в случае необходимости, предоставлено право перераспределять эти дополнительные отпуска между курсами обучения в пределах общей продолжительности учебного процесса.

5. Предоставление творческих отпусков

Творческий отпуск предоставляется работникам для окончания диссертационных работ, написания учебников и в других случаях, предусмотренных законодательством. Продолжительность, порядок, условия предоставления и оплаты творческих отпусков устанавливаются Кабинетом Министров Украины (ст. 16 Закона Украины «Об отпусках»). Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 19 января 1998 года № 45 «Об утверждении условий, продолжительности, порядка предоставления и оплаты творческих отпусков» регулируется порядок предоставления творческих отпусков работникам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по основному месту работы для окончания написания диссертации на получение научной степени кандидата или доктора наук продолжительностью: до 3 месяцев — для кандидатской, а для докторской — до 6 месяцев. Такой отпуск предоставляется на основании заявления работника и рекомендации научного совета центрального органа исполнительной власти или ученого совета высшего заведения образования 3-4 уровня аккредитации или НИИ о целесообразности предоставления творческого отпуска. Для получения такой рекомендации работник должен выступить с научным докладом на заседании кафедры, где проходит научная работа. Кроме того, такой отпуск может быть предоставлен для написания учебника — до 3 месяцев. Основание — заявление работника и справка издательства о включении учебника или научной работы в план выпуска изданий на текущий год. Если это авторский коллектив — письменное заявление, подписанное всеми членами коллектива. На время творческого отпуска за работником сохраняются место работы и заработная плата. Порядок исчисления средней заработной платы устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

6. Оплата проезда к месту нахождения высшего заведения образования

Собственник или уполномоченный им орган оплачивает работникам, которые обучаются в высших заведениях образования с вечерней или заочной формами обучения, проезд к месту нахождения заведения образования и назад один раз в год на установочные занятия, для выполнения лабораторных работ и сдачу зачетов и экзаменов — в размере 50% стоимости проезда.

В таком же размере производится оплата проезда для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов.

При повышении квалификационных разрядов и продвижении по работе должна учитываться успешная учеба работников без отрыва от производства, получение ими высшего или профессионально-технического образования. Необходимо отметить, что в наиболее ответственный период обучения — последний год, когда сдаются государственные экзамены и защищаются дипломные проекты льготы по сокращению рабочего времени больше, чем на первых курсах вузов или в выпускных классах средних общеобразовательных школ.

В последнее время на Украине резко обострилась проблема подготовки рабочих кадров, поэтому широко поддерживается позиция по пересмотру подходов к организации профессиональной подготовки и переподготовки. Среди мер по «реставрации» профессиональной подготовки на производстве следует выделить:

— внедрение для предприятий нормативов финансовых затрат на подготовку кадров;

— отмену налогообложения средств, направленных на финансирование всех учебных мероприятий и т.п.

В России, к примеру, работодатель имеет право на возмещение расходов в связи с предоставлением льгот работникам, обучающимся без отрыва от производства в заведениях образования, из Федерального фонда образования. Важным и существенным шагом, по мнению некоторых специалистов, должен стать процесс возобновления деятельности межшкольных учебных комбинатов для предоставления возможности для молодежи приобретения профессии в школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.