Ответственность за нарушение водоохранной зоны

Мы уже ранее рассматривали в наших статьях, что такое водоохранная зона, какие ограничения в ее использовании могут быть. В данной же заметке хотелось бы немного углубиться и обсудить более детально проблему привлечения к административной ответственности по составам двух статей КоАП РФ.

Очень интересный вопрос порой возникает у тех, кто нарушил правовой режим водоохранной зоны. Открывая КоАП  РФ и начиная подробно изучать 8-ую главу, содержащую перечень статей и санкций которыми предусмотрена ответственность  за  нарушение природоохранного законодательства,  нарушители приходят в легкое недоумение.

За нарушение режима водоохранных зон водных объектов юрисдикционным органом может вменяться как ст.8.12 КоАП РФ, так 8.42 КоАП. Примечательно, что хотя буквальное изложение диспозиции той и другой статьи отличаются, но по смыслу они тождественны. И та и другая норма устанавливают ответственность  за нарушение  режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, с одной лишь поправкой, что ст.8.42 КоАП еще устанавливает административную ответственность за нарушение режима прибрежной защитной полосы.

Если сравнить эти две статьи, то можно сделать вывод, что, по сути, нарушение режима использования и нарушение специального режима хозяйственной деятельности это одно и тоже.  При этом   штраф по ст.8.12 для юридических лиц колеблется от 40 до 50 тысяч рублей, а по 8.42 уже от 200 до 400 тысяч рублей. Разница очень существенная, согласитесь, и   если уж Вас поймали за руку при  нарушении и шанс  доказать невиновность равен нулю, то лучше отвечать по 8.12 чем по 8.42 и заплатить штраф в четыре раза меньше.

Считаю существование данных норм в таком виде в КоАПе не только бессмысленным, но и вредоносным. Ведь по воле правоприменителя  за одно и тоже правонарушение могут применены нормы права суммы штрафов по которым отличаются в 10 раз,  что  может содержать в себе  коррупционную составляющую при проведении выездных проверок. Поэтому однозначно данные нормы права нуждаются в доработке и скорее всего в упразднении одной из них.

А как в настоящее время работает юрисдикционный орган по исследованному нами вопросу и, исходя из какой статьи КоАПа рассматривается  водоохранная зона, судебная практика  поможет Вам разобраться.

Сегодняшний рыбак или подводный охотник, как правило, автомобилист, который старается поставить свое транспортное средство недалеко от места ловли или подводной охоты, а точнее сказать: прямо к берегу. И тут у него тоже могут наступить проблемы, так как участки суши вблизи любого водоема имеют свой установленный статус и свои нормы использования. Вот, что об этом говорят нормативные акты.

См. также:   Новый закон о выезде за границу

Водный кодекс РФ

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Нарушение этих требований влечет наказание в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта

1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4500 рублей; на должностных лиц — от 8000 до 12000 тысяч рублей;на юридических лиц – от 200000 до 400000 тысяч рублей.

См. также:   Причины отказа постановки автомобиля на учет

Конечно, спорными выглядят суммы штрафов за стоянку автомобиля около реки в течении нескольких часов, но Закон есть Закон.

Есть крылатое, мудрое изречение: «Кто предупрежден – тот вооружен». И теперь все, кто ознакомился с настоящей статьей, лучше вооружены, чем раньше. Знание дает уверенность, а уверенность никому еще не помешала в любом деле. Отправляйтесь на берег водоема, спокойно заниматься любимым времяпрепровождением, но не нарушайте Правила рыболовства и Водный кодекс! Тогда и знания эти вам едва ли пригодятся…

В. Виноградов, май 2014г.

В летний период у берегов водоемов зачастую можно встретить припаркованные автомобили отдыхающих. Многие из них подъезжают прямо к пляжу и даже въезжают в воду. При этом мало кто задумывается о законности своих действий. Между тем, согласно законодательству, парковка транспортных средств вблизи водоемов запрещена и карается штрафами.

Итак, рассмотрим особенности нарушения режима водоохранных территорий. Водный кодекс Российской Федерации, ст. 65 гласит, что перемещение и стоянка автотранспортных средств в пределах водоохранных зон запрещена, исключая специально оборудованные для этого места с твердым покрытием. Нарушители обязаны выплатить штраф за парковку у водоема в неположенном месте, согласно регламенту.

Можно выделить несколько правомерных способов расположения личных транспортных средств:

  • на дорогах с твердым покрытием
  • на спец. площадках с твердым покрытием
  • вне территории водоохранных зон

Если рядом с водоемом есть асфальтированное покрытие или специальная парковка, машины оставляются здесь, а не возле места пикника, в камышах или на пляже, что кажется очень удобным для отдыхающих. Это касается первых двух пунктов.

С третьим — сложнее. Что представляет собой водоохранная зона, так же расписано в кодексе, однако из-за того, что опознавательные таблички стоят далеко не у каждого водоема, водители не всегда могут правильно сориентироваться.

Расстояние, на которое автомобиль может приблизиться к берегу, зависит от типа водоема.

Для рек и ручьев, длина которых не превышает десять километров, водоохранная зона равна 50 метрам. К рекам и ручьям от десяти до пятидесяти километров нельзя подъезжать ближе, чем на 100 метров.

О наказании за проезд на красный свет узнайте в другой статье.

Если речь идет о крупных реках от пятидесяти километров, подъезд к береговой линии ограничен 200 метрами. Что касается морей и озера Байкал, охраняемая законом полоса для них составляет 500 метров.

См. также:   Работник несет материальную ответственность перед работодателем

Для озер и водохранилищ метка допуска равна 50 метрам, а для каналов критерием является ширина полосы отвода. Метры отсчитываются от береговой линии либо от парапетов на набережной. В свою очередь расстояние морской водоохранной зоны считается от максимальной точки прилива.

Если раньше на подобные нарушения часто закрывали глаза (да и не уследишь за всеми), то штрафы за стоянку у водоема в 2015 году явления реальные и повсеместные.

Согласно кодексу об административных нарушениях, с водителя, пересекшего на автомобиле водоохранную зону, взыскивается штраф от 3000 до 4500 рублей. Если водитель при этом является должностным лицом, размеры штрафа увеличиваются втрое — от 8000 до 12000 рублей. А для юридических лиц регламент предусматривает наложение санкций в размере от 200000 до 400000 рублей.

Цифры весьма внушительные, поэтому стоит лишний раз подумать, прежде, чем оставлять транспортное средство прямо на берегу озера. Наказание за стоянку у водоема может отбить всякую охоту ездить на машине на пляж.

Также рекомендуется почитать другую статью о наказании за просроченные водительские права.

Возникает вполне закономерный вопрос: как человек, приехавший отдохнуть на водоем, узнает, что он находится на территории зоны, охраняемой государством? Ответ на него находится в той же статье 65 водного кодекса Российской Федерации, которая гласит: определение границ и их установка на местности — задача Правительства РФ.

Возле каждого водоема должны находиться соответствующие информационные стенды. Их предназначение — информирование граждан об особом режиме прибрежных территорий.

За все время существования закона (с 2010 года) появилось достаточно много таких стендов, однако оборудовать ими все водоемы, включая мелкие речушки, не удалось. В связи с этим законопослушность водителей в данном вопросе с каждым годом становится все более затруднительной.

По количеству штрафов за стоянку у водоема 2015 год находится на одном из первых мест. При этом особая активность правоохранительных органов наблюдалась не в летний сезон, а в период зимы-весны.

О наказании за нарушения на ж/д переезде читайте тут.

Стоянка в неположенном месте у водоема — административное нарушение. Но только в том случае, если границы дозволенного пространства четко указаны и обозначены на местности. Нет границ — нет нарушения. Поэтому формально контролирующие органы лишены оснований взимать штраф.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: