Таможенная декларация на товары для личного пользования

Таможенный союз (ТС) — форма международной экономической интеграции стран, занимающая промежуточное положение от зоны свободной торговли к экономическому союзу (Толковый словарь таможенного права). Таможенный союз — это еще и соглашение двух и более государств об упразднении таможенных пошлин между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной (единой таможенной территорией) при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза. При этом страны, входящие в таможенный союз, применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами, в том числе таможенные правила и процедуры (Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза).

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) одной из составляющих таможенного дела является порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза (ТГ ТС) и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском. Законодательство РФ о таможенном деле, в свою очередь, содержит несколько отсылочных норм в части регулирования порядка перемещения товаров физическими лицами для личного пользования (ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

В связи с тем что перемещение товаров физическими лицами — традиционно одна из проблемных зон таможенной деятельности, в таможенном законодательстве Таможенного союза значительное место отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, а также вопросам осуществления таможенных операций в отношении этих товаров.
К тому же, по данным ФТС России, значительная часть преступлений и правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу приходится именно на товары, перемещаемые физическими лицами под видом товаров для личного пользования. Так, из общего количества дел об административных правонарушениях, возбужденных в 2009 г., 47% приходится на физических лиц, причем основное количество дел возбуждалось в связи с недекларированием либо недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств, недекларированием либо недостоверным декларированием физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ, невывозом либо неосуществлением обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами и незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу. Такая статистика, на наш взгляд, подтверждает необходимость более пристального внимания органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за перемещением товаров физическими лицами через таможенную границу.

Уяснение особенностей перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и таможенных операций, совершаемых в ходе такого перемещения, является предпосылкой правильного понимания процесса и, как следствие, соблюдения физическими лицами непосредственно таможенных правил, законодательства РФ и международных договоров РФ в области таможенного дела.
Наблюдаемое в последние годы постоянное увеличение пассажиропотока через ТГ ТС обусловливает необходимость уменьшения времени на проведение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Вместе с тем представляется, что уменьшение времени на проведение таможенных операций неблагоприятно скажется на эффективности контрольных мер.
В этой связи проблема развития системы таможенного контроля товаров, перемещаемых через ТГ ТС физическими лицами с одновременным упрощением таможенных операций и сокращением времени на их выполнение, представляется весьма актуальной.
В соответствии с общими принципами регулирования перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров.
Под товарами для личного пользования в данном случае в соответствии с п. 36 ст. 4 ТК ТС понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Все способы перемещения товаров для личного пользования перечислены в ст. 353 ТК ТС, а именно в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с гл. 44 ТК ТС (рис. 1).

Рис. 1. Способы перемещения товаров для личного пользования

Соблюдение требований и условий о перемещении товаров имеет важное практическое значение для целей использования упрощенного порядка перемещения товаров физическими лицами. Именно товары, перемещаемые указанными способами, подлежат (при соблюдении прочих требований) перемещению в упрощенном порядке, и в отношении таких товаров (не превышающих количественные и стоимостные ограничения) возможно освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Однако сначала необходимо определить предназначение товаров, т.е. установить, являются ли они товарами для предпринимательской (производственной) деятельности или товарами для личного пользования.
Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через ТГ ТС, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации, характера и количества товаров, частоты пересечения физического лица и перемещения им товаров через ТГ ТС (п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»).

На практике должностными лицами таможенных органов указанные критерии определения предназначения товаров применяются в следующем порядке:
— характер товаров, т.е. их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, перемещение товаров, обычно не используемых в быту, дает основание полагать, что такие товары перемещаются для предпринимательской деятельности);
— количество товаров (например, перемещение однородных товаров одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п. в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности);
— частота перемещения товаров через таможенную границу (так, периодическое перемещение одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, рассматривается как перемещение товаров для предпринимательской деятельности. Помимо этого, однородные товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях в небольших количествах одним и тем же лицом или в адрес одного и того же лица одновременно либо в течение одной недели, могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата).
Нововведением в таможенном законодательстве при определении предназначения товаров является применение таможенными органами системы управления рисками, что вполне обоснованно, так как нередко для определения предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами, требуется проведение соответствующих контрольных мер, порядок осуществления которых регламентирован Приказом ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 (Приказ ФТС России от 11 января 2008 г. N 11 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»).

Отметим, что определение предназначения товаров по-прежнему остается прерогативой должностных лиц таможенных органов, так как каждый случай перемещения товаров физическими лицами для личного пользования является сугубо индивидуальным.
При принятии решения о предназначении товаров должностными лицами таможенных органов следует учитывать такие факторы, как: состав семьи; обычная потребность человека в перемещаемых товарах; место работы или его отсутствие; место жительства (лицо государства — члена Таможенного союза, иностранное лицо, если лицо государства — члена Таможенного союза — город, районный центр и т.д.), близость места жительства к границе; обстоятельства поездки (цель и частота), обстоятельства предыдущих поездок; ассортимент перемещаемых товаров; наличие документов, подтверждающих легальное приобретение в розничной торговле; частота перемещения идентичных товаров различными физическими лицами; иные факторы, установленные в ходе опроса лица.
В качестве документов, подтверждающих отсутствие фактов неоднократного перемещения однородных товаров за определенный период времени, принимаются во внимание пассажирские таможенные декларации с отметкой о выпуске либо декларации с отказами в регистрации, выданные должностными лицами таможни. Такие декларации принимаются должностными лицами таможни в доказательство того факта, что, несмотря на частое пересечение границы, товары лицом не ввозились.
Для целей определения предназначения вывозимых товаров рассматривается только заявление физических лиц о приобретении их на ТТ ТС (с учетом приложения 1 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»). При этом данное заявление может подтверждаться документально на основании имеющихся на товарах и/или на их упаковке соответствующих идентификационных ярлыков, бирок и т.п.
Действующие в настоящее время таможенные правила в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, содержат перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования:
— природные алмазы;
— вывозимые товары, в отношении которых законодательством государств — членов Таможенного союза установлены вывозные таможенные пошлины, за исключением следующих товаров: рыба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) в количестве не более 5 кг; икра осетровых видов рыб весом не более 250 граммов; топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также в количестве не более 10 литров, находящееся в отдельной емкости; вывозимые драгоценные металлы и драгоценные камни таможенной стоимостью более 25 тыс. долл. США в эквиваленте;
— котлы центрального отопления;
— двигатели внутреннего сгорания, за исключением двигателей для водных судов;
— косилки (кроме косилок для газонов, парков или спортплощадок), машины для заготовки сена, уборки урожая, машины или механизмы для обмолота, прессы для упаковки в кипы соломы и сена;
— машины, механизмы, оборудование (классифицируемые в различных товарных позициях по ТН ВЭД ТС) (Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130). Например, оборудование для производства или отделки войлока или фетра или нетканых материалов в куске или в крое, включая оборудование для производства фетровых шляп (код по ТН ВЭД ТС 8449 00 000 0), приборы и аппаратура для обнаружения или измерения ионизирующих излучений (код по ТН ВЭД ТС 9030 10 000 0) и пр.;
— солярии для загара;
— тракторы, моторные транспортные средства специального назначения, кроме используемых для перевозки грузов или пассажиров; транспортные средства промышленного назначения самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами;
— прицепы для перевозки автомобилей;
— суда, лодки и плавучие конструкции, за исключением яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта гребных лодок и каноэ;
— медицинская техника и оборудование, за исключением необходимых для использования в пути следования либо по медицинским показаниям;
— аппаратура и оборудование для фотолабораторий;
— приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей;
— мебель медицинская, хирургическая, стоматологическая или ветеринарная; парикмахерские кресла и аналогичные кресла;
— игры, приводимые в действие монетами, банкнотами, банковскими карточками, жетонами или аналогичными средствами оплаты;
— товары, подлежащие экспортному контролю в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.
Данный перечень не является исчерпывающим, что обусловливает наличие углубленных профессиональных навыков и знаний у должностных лиц таможенных органов в рассматриваемой сфере.
Одновременно с представлением товаров для личного пользования таможенному органу физическими лицами при их следовании через таможенную границу осуществляется таможенное декларирование.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (ПТД) (Форма пассажирской таможенной декларации, Порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»).

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием ПТД.
Отметим, что заявление физическим лицом таможенному органу сведений о перемещаемых товарах и иных сведений, необходимых для выпуска товаров, — это таможенное декларирование.
В соответствии с п. 3 ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. В то же время ст. 98 ТК ТС указывает, что декларант, кем и является физическое лицо, обязан «представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах».
В то же время ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» содержит формулировку о том, что отнесение товаров к товарам для личного пользования осуществляется на основании «заявления физического лица о перемещаемых товарах в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации».
В этой связи не совсем понятно, что представляет собой заявление физического лица о перемещаемых товарах в устной форме. По нашему мнению, требуется привести в соответствие таможенное законодательство, позволяющее единообразно интерпретировать формы таможенного декларирования. Следует согласиться с О.Ю. Бакаевой, которая отмечает, что с принятием ТК ТС исключены устная и конклюдентная формы декларирования. В свою очередь, некоторые авторы, до сих пор определяя перемещение товаров для личного пользования как «специальную таможенную процедуру», утверждают, что «таможенным законодательством предусмотрено как устное, так и письменное декларирование товаров, перемещаемых через границу страны Таможенного союза». Хотя, на чем основывается такое утверждение, не поясняется.

Необходимо также отметить, что ранее в ТК РФ ( Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ. Документ утрачивает силу с 1 октября 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) (ст. 124 — в настоящее время утратила силу) существовала конклюдентная (как разновидность устной) форма заявления сведений физическими лицами путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом, в целях применения которой создавалась система «красного» и «зеленого» коридоров (Приказ ФТС России от 22 ноября 2006 г. N 1208 «Об утверждении Порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме» — в настоящее время утратил силу).

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через ТГ ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском в местах прибытия на ТТ ТС или убытия с ТТ ТС, может применяться система двойного коридора.
При этом «зеленый» коридор является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа, а «красный» коридор — является специально обозначенным местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.
Требования, применяемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории, утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 «О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории»). Помимо этого, Приказом ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 определен Перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора (Приказ ФТС России от 9 августа 2010 г. N 1471 «Об определении Перечня мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора, а также порядка его формирования»).

Если с «красным» коридором все понятно — декларирование осуществляется в письменной форме, то представляется затруднительной квалификация действий физических лиц в «зеленом» коридоре. На наш взгляд, требуется разъяснение ФТС России по этому поводу. Особенно в отношении того, является ли нахождение физического лица в «зеленом» коридоре свидетельством того, что им выполнены необходимые действия и операции по заявлению сведений таможенному органу. Если да, то с какого момента: с момента входа в «зеленый» коридор или в момент выхода из него. Напомним, что ранее существовала иная проблема для таможенных органов. После того как физическое лицо производило декларирование в конклюдентной форме (т.е., по сути, проходило по «зеленому» коридору), должностными лицами таможенных органов перед проведением таможенного контроля этому физическому лицу предлагалось заявить сведения в письменной форме путем подачи ПТД. Подобные действия сотрудников таможенных органов признавались судами неправомерными, поскольку лицо уже произвело декларирование товара в конклюдентной форме.
Все вышесказанное означает, что комплексная разработка проблемы, избранной в качестве предмета настоящего исследования, обусловливает проведение дальнейших изысканий в этом направлении. Отмеченные в данной статье, на наш взгляд, недостатки таможенного законодательства должны быть устранены, что позволит избежать проблем и трудностей, возникающих при перемещении товаров для личного пользования.

Содержание:

Перечень товаров, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть отнесены к товарам для личного пользования, приведен в Приложении 1 к Соглашению «О порядке перемещения товаров для личного пользования»:

  1. Природные алмазы
  2. Вывозимые товары, в отношении которых установлены вывозные таможенные пошлины
  3. Котлы центрального отопления
  4. Двигатели внутреннего сгорания (кроме водных судов)
  5. Косилки (кроме косилок для газонов), машины для заготовки сена и т.п.
  6. Машины, механизмы и оборудование ряда товарных позиций
  7. Солярии для загара
  8. Тракторы и иные транспортные средства спецназначения, (в т. ч. промышленного), не предназначенные для перевозки пассажиров и грузов
  9. Прицепы для перевозки автомобилей
  10. Суда, лодки и плавучие конструкции, за исключение яхт, судов для отдыха и спорта, гребных лодок и каноэ
  11. Медицинская техника и оборудование (за исключением необходимой в пути следования либо по медицинским показаниям) и т.п.
  12. Аппаратура и оборудование для фотолабораторий
  13. Приборы, аппаратура и модели, предназначенные для демонстрационных целей
  14. Медицинская мебель, парикмахерские кресла и проч.
  15. Игровые автоматы
  16. Товары, подлежащие экспортному контролю

наверх

Полный перечень товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, приведен в ст.8 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования».

Обязательному письменному декларированию подлежат любые товары, ввозимые в несопровождаемом багаже, а также доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу, а также товары, ввозимые в сопровождаемом багаже, если у физического лица имеется несопровождаемый багаж.

Кроме того, обязательному письменному декларированию подлежат нижеперечисленные товары, перемещаемые любым способом (в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже и доставляемые перевозчиком):

  1. Ввозимые любыми видами транспорта, кроме воздушного, товары, общая стоимость которых превышает 1500 Евро и ( или) общий вес которых превышает 50 кг.
  2. Ввозимые воздушным транспортом товары, общая стоимость которых превышает 10000 Евро и (или) общий вес которых превышает 50 кг.
  3. Ввозимые (вывозимые) наличные денежные средства (банкноты, казначейские билеты, монеты, кроме монет из драгоценных металлов) и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США.
  4. Ввозимые (вывозимые) иные денежные инструменты в документарной форме (векселя, банковские чеки, ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство должника по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата).
  5. Драгоценные металлы ввозимые временно и вывозимые (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы — палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий).
  6. Драгоценные камни: временно ввезенные и вывозимые изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, ввозимые природные алмазы.
  7. Вывозимые драгоценные камни и металлы стоимостью не более 25000 долларов США в эквиваленте (в таможенную стоимость при этом не включается стоимость ранее ввезенных и вывозимых с территории ТС драгоценных металлов и камней).
  8. Культурные ценности, признанные таковыми в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
  9. Вывозимые государственные награды РФ.
  10. Озоноразрушающие вещества.
  11. Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии.
  12. Животные и растения, подпадающие под действие “Конвенции” о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года, их части, дериваты, включенные в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также полученная из них продукция.
  13. Служебное и гражданское оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсюлированные, капсюли, порох).
  14. Ввозимые алкогольные напитки и пиво в количестве, от 3 до 5 литров включительно на человека, достигшего возраста 18 лет.
  15. Ограниченные количества наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также их прекурсоры.
  16. Высокочастотные устройства и (или) радиоэлектронные средства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров.
  17. Шифровальные (криптографические) средства, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
  18. Транспортные средства.
  19. Неделимые товары весом свыше 35 кг.
  20. Товары для личного пользования, ввозимые дипломатическими работниками и работниками административно-технического персонала дипломатических и консульских учреждений ТС, а также совместно проживающими с ними членами их семей не чаще 1 раза в год в период пребывания за границей при документальном подтверждении цели пребывания за границей, а также в случае отзыва при досрочном расторжении трудового договора.
  21. Товары, ввозимые физическими лицами, направленными на работу в иностранное государство государственным органами на срок не менее 11 месяцев, не чаще 1 раза в год при условии документального подтверждения периода и цели пребывания за границей.
  22. Товары стоимость до 5000 Евро, ввозимые физическими лицами государства — члена ТС, временно проживавшими за границей и находившимися на консульском учете за границей не менее 1 года, при их возвращении на территорию ТС при документальном подтверждении фактов нахождения на учете и возвращения.
  23. Наследство, полученное за пределами ТС, при документальном подтверждении факта получения этих товаров в наследство.
  24. Товары, ввозимые обратно после их вывоза за пределы таможенной территории ТС в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа/убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения и эксплуатации, при условии документального подтверждения их вывоза.
  25. Бывшие в употреблении товары, ввозимые физическими лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, а также переселяющимися в государство — член ТС на постоянное место жительства, принадлежавшие им до момента получения такого статуса (ввоз должен быть осуществлен не позднее 18 месяцев с этой даты).
  26. Урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших.

Физические лица, перемещающие товары через таможенную границу ТС, могут декларировать в письменной форме помимо вышеуказанных и иные товары (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом).

наверх

Перечень товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу (вывозу) через таможенную границу ТС приведен в Приложении 2 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования».

Запрещены к ввозу на таможенную территорию в целях личного пользования, как правило, товары, ввоз и вывоз которых на территорию ТС запрещен или ограничен во всех случаях. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами установлен приложением 1 Решения Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

Запрещен ввоз и вывоз любым способом (сопровождаемый, несопровождаемый багаж и доставка перевозчиком в адрес физического лица) в целях личного пользования следующих товаров:

  • информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях, запрещенная для ввоза, вывоза с и транзита по таможенной территории ТС
  • служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные для ввоза, вывоза и транзита по таможенной территории ТС
  • опасные отходы, запрещенные при ввозе или ограниченные к перемещению через таможенную границу ТС при ввозе (вывозе)
  • специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых ограничен на территории ТС
  • ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу ТС
  • наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством государства — члена ТС
  • органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе (вывозе)

Запрещен вывоз любым способом для личного пользования:

  • отходы и лом черных и цветных металлов, включенные в перечень товаров, при экспорте (импорте) которых установлены количественные ограничения (приложение 1 Решения Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»)
  • необработанные драгоценные металлы, их лом и отходы, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых ограничен
  • минеральное сырье (природные необработанные камни), ограниченное к вывозу с таможенной территории ТС
  • информация о недрах, ограниченная к перемещению через таможенную границу ТС при вывозе
  • дикорастущее лекарственное сырье (растения и их части, семена, плоды), ограниченное к перемещению при экспорте в количестве более 3х экземпляров одного вида
  • дикие живые животные и отдельные дикорастущие растения, ограниченные к перемещению при экспорте (кроме охотничьих и рыболовных трофеев), в количестве более 3х экземпляров одного вида
  • драгоценные металлы и драгоценные камни, таможенной стоимостью свыше 25000 долларов США в эквиваленте.
  • рыба и морепродукты (кроме икры осетровых рыб) в количестве более 5 кг.
  • икра осетровых рыб весом более 250 граммов.
  • топливо в количестве более 10 литров, находящееся в отдельной емкости.

Запрещен ввоз любым способом для личного пользования:

  • озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу
  • средства защиты растений, запрещенные к ввозу и подпадающие под действие приложений «A» и «B» Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года
  • орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу
  • этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста
  • более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 граммов табака, либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста
  • живые животные, за исключением пчел, пиявок, шелковичных червей
  • растения в любом виде и состоянии, семена растений
  • драгоценные камни в любом виде и состоянии, природные алмазы, за исключением ювелирных изделий
  • наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в том числе в виде лекарственных средств.

наверх

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами установлен приложением 1 Решения Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

Перечень товаров для личного пользования, ограниченных к ввозу (вывозу) через таможенную границу ТС приведен в Приложении 2 к Соглашению от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования».

Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами утвержден Распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 1567-р.

При ввозе и вывозе любым способом (сопровождаемый, несопровождаемый багаж и доставка перевозчиком в адрес физического лица) товаров, ограниченных к ввозу в целях личного пользования, необходимо представить таможенному органу документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений.

Такие документы и разрешения государственных органов на ввоз (вывоз) необходимо получить заранее. Кроме того, такие товары подлежат обязательному письменному декларированию с использованием пассажирской таможенной декларации.

К товарам, ограниченным к ввозу (вывозу) физическими лицами для личного пользования относятся:

  1. Озоноразрушающие вещества, ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и вывозе, согласно требованиям Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. Требуется разрешение на ввоз (вывоз) товаров, содержащих озоноразрушающие вещества, которые могут быть потенциально опасными. Таким разрешением является официальное заключение, подтверждающее, что продукция прошедшая экспертизу не содержит озоноразрушающих веществ. Заключение выдается на основании экспертного заключения испытательного центра, которое в свою очередь выдается на основании протоколов испытаний потенциально опасной продукции, проведенных в одной из аккредитованных лабораторий. Как правило, для таможенного оформления бывает достаточно экспертного заключения испытательного центра. Разрешение выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
  2. Лекарственные средства для личного применения по медицинским показаниям, содержащие ограниченные количества наркотических средств и психотропных веществ. Разрешительным документом в данном случае в соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» является документ, выданный аптечной организацией и подтверждающий законность их получения. У физического лица должен иметься рецепт от врача, дубликат рецепта или выписка из истории болезни за подписью врача. Форма рецептурного бланка на наркотическое средство и психотропное вещество, а также инструкция по его заполнению утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». При отсутствии разрешительного документа может наступить уголовная ответственность. При выезде за границу необходимо обратить внимание на состав вывозимых лекарственных препаратов, т.к. в их состав могут входить наркотические и психотропные вещества. При этом нужно также учесть, что в каждой стране существует свой список запрещенных веществ, поэтому необходимо проконсультироваться в дипломатическом представительстве страны, которую физическое лицо собирается посетить, о действующих в ней правилах ввоза (вывоза) лекарственных препаратов.
  3. Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, ограниченные для ввоза (вывоза) и транзита по таможенной территории ТС. Требуется разрешение органов внутренних дел. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России — г. Москва, ул. Житная, д. 15.
  4. Ввозимые радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров, ограниченные к ввозу. Требуется разрешение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) — г. Москва Китайгородский пр-д, д.7, стр.2.
  5. Вывозимые коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе. Разрешение на экспорт коллекций и предметов коллекционирования по минералогии и палеонтологии, костей ископаемых животных, отдельных видов минерального сырья выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) — г.Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6.
  6. Вывозимые с таможенной территории ТС дикие животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, а также полученная из них продукция , подпадающие под действие Конвенции СИТЕС о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе. Требуется разрешение СИТЕС, которое выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) — г.Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6.
  7. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе. Требуется разрешение на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, которые выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) — г.Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6.
  8. Документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов, ограниченные к перемещению через таможенную границу при вывозе. Требуется разрешительный документ на вывоз культурных ценностей, выдаваемый Министерством культуры России — г.Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7/6, стр.1,2.
  9. Вывозимые культурные ценности. Требуется разрешительный документ на вывоз культурных ценностей, выдаваемый Министерством культуры России — г.Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7/6, стр.1,2.
  10. Технические средства, имеющие функции шифрования. Требуется нотификация (уведомление), зарегистрированное центром ФСБ России по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны — г.Москва, ул. Большая Лубянка, д.1/3.

наверх

1. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся:

1) документы, удостоверяющие личность, в том числе несовершеннолетнего лица;

2) имеющиеся у физического лица документы, подтверждающие стоимость товаров для личного пользования, в отношении которых осуществляется таможенное декларирование;

3) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, подлежащих соблюдению физическими лицами в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса, если соблюдение запретов и ограничений подтверждается представлением таких документов;

4) транспортные (перевозочные) документы;

5) документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член либо получение иностранным физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством этого государства-члена;

6) пассажирская таможенная декларация, оформленная при ввозе транспортного средства для личного пользования на таможенную территорию Союза и подтверждающая выпуск такого транспортного средства для временного нахождения на таможенной территории Союза;

7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования или части такого транспортного средства для личного пользования, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 260 настоящего Кодекса;

8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования;

9) документы, подтверждающие происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в случаях, определяемых Комиссией;

10) документы, указанные в пунктах 19 и 20 статьи 260 настоящего Кодекса;

11) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени и по поручению декларанта, в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом 11 статьи 260 настоящего Кодекса.

2. В случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, такие сведения могут быть подтверждены иными документами.

3. Перечень документов, по которым таможенные органы при совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования не требуют перевода сведений с иностранного языка, определяется Комиссией.

4. В случае перемещения через таможенную границу Союза физическим лицом товаров для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо только в несопровождаемом багаже при таможенном декларировании товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза в несопровождаемом багаже, дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляется экземпляр пассажирской таможенной декларации, поданной в соответствии с пунктом 10 статьи 260 настоящего Кодекса.

При непредставлении таможенному органу указанной пассажирской таможенной декларации товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Союза в несопровождаемом багаже, рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию Союза с превышением стоимостных, весовых и (или) количественных норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, если физическое лицо не докажет обратное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.