Порядок получения статуса беженца

Юриспруденция

Статус беженца в России является одним из институтов законодательства о гражданстве в РФ. Он представляет собой особый правовой механизм, который подтверждает право гражданина на законное проживание в РФ и пользование определенными социальными благами. Как получить статус беженца в России, узнаете из нашей статьи.

Правовой статус беженца в РФ

В чем разница между получением временного убежища и статуса беженца?

Беженцы и вынужденные переселенцы — чем они отличаются?

Где можно получить статус беженца?

Как оформить статус беженца в органах ФМС?

Удостоверение беженца

Оформление и получение статуса беженца в Москве

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  • в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  • не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  • на получение лекарственной и медицинской помощи;
  • содействие в провозе багажа к месту проживания;
  • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  • социальную защиту со стороны государства;
  • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, –   как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?

Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Статус беженца и временное убежище — в чем разница между ними?

Временное убежище может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях:

  1. Лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России.
  2. У лица нет оснований для признания  беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.

Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения.

Человек, получивший временное убежище, получает право пребывать в России до того момента, как отпадут основания для этого. Однако в случае привлечения такого лица к уголовной ответственности за деяние, совершенное в РФ, право на временное убежище утрачивается. 

Статус беженца дает более солидные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение 3 лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т. д.

Однако есть небольшая оговорка. После того как заявитель получил удостоверение беженца, он обязан сдать миграционную карту и удостоверение личности на хранение в органы ФМС. То есть если он захочет уехать к себе на родину, по первому желанию это сделать не получится. Но у беженца есть возможность отказаться от своего статуса до истечения 3-летнего срока.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что статус беженца относительно временного убежища в РФ дает больше преимуществ для лиц, получивших его, и позволяет жить на территории РФ 3 года. Но и усилий для получения статуса беженца необходимо приложить больше.

Беженцы и вынужденные переселенцы нередко воспринимаются как лица одной и той же категории. Но это не так. Если беженцем может быть признан человек, не имеющий российского гражданства, то вынужденный переселенец, как правило, является гражданином РФ.

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

  1. Граждане РФ, которые оставили место жительства в иностранном государстве и прибыли в Россию по причине насилия либо преследования по расовому, национальному, религиозному или иному признаку.
  2. Граждане России, покинувшие один регион РФ и прибывшие на территорию другого по вышеназванным причинам.
  3. Иностранцы и лица без гражданства, которые правомерно проживают в РФ и вынуждены сменить место жительства в пределах РФ по вышеуказанным причинам.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев существенно различается, т. к. вынужденные переселенцы имеют российское гражданство (в большинстве случаев) и потому  обладают всеми правами, предоставленными гражданам РФ в силу закона. Кроме того, статус вынужденных переселенцев дает право на социальную поддержку и материальную помощь со стороны государства.

Статус беженца можно получить только в территориальных подразделениях ФМС.

Но подать документы на оформление статуса беженца иностранные граждане и лица без гражданства могут в следующие органы:

  1. Непосредственно в подразделение ФМС.
  2. В дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если гражданин находится за пределами РФ.
  3. В орган пограничного контроля в пункте пропуска через границу РФ (если они находятся на территории иностранного государства).
  4. При вынужденном незаконном пересечении границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу – в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС в течение 24 часов с момента пересечения границы РФ.

Итак, как оформить статус беженца?

  1. Заинтересованный гражданин обращается в один из вышеуказанных органов с ходатайством о получении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя.

    Если ходатайство было подано через консульское учреждение или дипломатическое представительство, они обязаны в течение 1 месяца передать его в органы ФМС.

    Если ходатайство подавалось в органы пограничного контроля, то они передают его в органы ФМС в течение 3 дней.

  2. В течение 5 рабочих дней органы ФМС предварительно рассматривают поступившее ходатайство. После рассмотрения принимается одно из следующих решений:

    — Заявителю отказывается в рассмотрении ходатайства.

    — Заявителю выдается свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства.

  3. Если заявителю было отказано, то он уведомляется об этом в течение 3 суток. В случае подачи ходатайства через консульское учреждение или дипломатическое представительство ФМС направляет решение с отказом в признании лица беженцем в течение 5 суток после его принятия.
  4. Если было принято положительное решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства, то на иностранного гражданина заводится личное дело и ему выдается свидетельство. После получения этого документа у него появляется законное право нахождения на территории РФ.
  5. После того как свидетельство иностранным гражданином получено, он регистрируется в органах ФМС, а затем по направлению идет в Центр временного размещения. Далее ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и встать на учет по месту временной регистрации.
  6. Далее ходатайство рассматривается по существу. Если лицо находится за пределами РФ, то на рассмотрение ходатайства дается 5 рабочих дней. О принятии решения органы ФМС сообщают также в течение 5 рабочих дней. Если гражданин находится на территории РФ, то в течение 3 рабочих дней его ходатайство рассматривается, и еще 3 дня органам ФМС дается на уведомление о принятом решении.
  7. Если органом ФМС принимается положительное решение, то гражданину выдается удостоверение беженца. При этом удостоверение личности и миграционную карту он обязан сдать на хранение в органы ФМС.

Удостоверение беженца выдается территориальным органом ФМС в местности, где лицо было поставлено на соответствующий учет.

Срок действия удостоверения беженца – 3 года; продление возможно только 1 раз сроком на 1 год.

Удостоверение беженца выдается совершеннолетнему лицу. Все сведения о членах семьи, не достигших 18 лет, вносятся в удостоверения беженца родителей.

Но если лицо прибывает на территорию РФ без сопровождения родителей или законных представителей и ему на момент прибытия не исполнилось 18 лет, то он также получает удостоверение беженца, если ему не будет определен иной правовой порядок пребывания на территории РФ.

В Москве оформление и получение статуса беженца также осуществляется через органы ФМС. Но, по утверждению руководителя ФМС по Москве, статус беженца присваивается в относительно небольших количествах, так как процесс оформления занимает много времени и в ФМС нет достаточного количества сотрудников.

В частности, складывается ситуация, когда граждане Украины подают заявление на присвоение статуса беженца в ФМС Москвы, а их там не принимают. Более того, кто успел подать ходатайства до обострения ситуации на Украине, также не получили статус беженца.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на 2015 год.

Кроме того, получается правовой коллапс, когда, к примеру, граждане Украины приезжают на территорию РФ и могут временно пребывать здесь 90 суток. Но за это время оформить статус беженца невозможно. Как же быть в этой ситуации?

Возможно несколько альтернативных вариантов продления срока временного пребывания:

  1. Обращение в органы ФМС для продления. Отказать не должны, так как всем органам ФМС даны указания по беспрепятственному продлению срока пребывания граждан Украины на территории РФ на период внутреннего конфликта.
  2. Подача ходатайства на предоставление временного убежища.
  3. Подача ходатайства о признании беженцем.
  4. Получение разрешения на работу или патента и т.д.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на следующий год.

Таким образом, оформление статуса беженца в РФ возможно только в органах ФМС. После того как ими будет принято положительное решение о рассмотрении ходатайства, заявитель получит на руки удостоверение беженца. Оно выдается сроком на 3 года и является документом, официально разрешающим пребывание на территории РФ и дающим право пользоваться различными социальными, медицинскими и иными гарантиями наравне с гражданами РФ.

Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?

Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?

порядок получения статуса беженцаФото: www.svoboda.org

Статус «временное пребывание» дает иностранцу право только лишь на житье-бытье на территории России в течение 90 дней (разрешение на работу нужно оформлять отдельно). Статус «временное проживание» — ряд социальных льгот плюс трудоустройство. Статус «беженец» дает гражданам Украины возможность работать без дополнительного разрешения, патента и квот и получать пенсии. Что оформлять?

Статус беженца обычно дается сроком на три года (хотя с 01.01.2013 года ограничение в сроке, на который лицо может быть признано беженцем, не установлено).

В это время человек имеет право находиться и работать на территории России, однако при этом у него изымается и хранится в органе миграционной службы национальный (например, украинский) паспорт, то есть он не может выехать обратно по первому желанию. Узником России он не становится, документы на выезд в свою страну или за границу оформить все-таки можно и до истечения срока «паспорта беженца».

Чтобы получить статус беженца:

1. Обратитесь в уполномоченный орган с ходатайством о признании беженцем.

Если человек еще не покинул свою страну или сначала выехал не в Россию, а в другое государство, но хочет искать убежища именно в России, то ему нужны консульские представительства или посольство.

Если речь идет о беженцах на территории России — нужно обращаться в органы ФМС (Федеральной миграционной службы). В приграничных областях, как сообщила «Милосердию.ру» адвокат Анна Сердюкова, заявление на признание человека беженцем теперь принимают не только «территориальные» органы ФМС, т.е. центральные учреждения в областных центрах, но и многие другие.

При официальном пересечении границы беженцам приходится заполнять документ, в котором указывается цель въезда. Там есть графа для беженцев. Если человек твердо планирует просить о таком статусе, можно указать это в миграционной карте и обратиться с просьбой о получении статуса к офицеру ФСБ на пограничном пункте. Правда, как показывает сегодняшняя практика, пограничные пункты с потоком беженцев не справляются, и этот вопрос ложится на плечи Федеральной миграционной службы.

Адвокат Анна Сердюкова сообщила «Милосердию.ру», что на словах в ФМС в городе Шахты ей обещали, что людям, которые проведут три месяца в России просто по праву пребывания на ее территории в течение 90 дней, а только потом обратятся за статусом беженца, не будет отказано только на том основании, что они надеялись на скорое урегулирование конфликта у себя на родине и не обратились в ФМС сразу. Однако устное обещание конкретного специалиста ФМС, как бы ни хотелось на него положиться, ничего не гарантирует. Так что если на границе беженцы написали в миграционной карте «туризм», гарантий, что через три месяца у них не будет проблем с легализацией продолжения пребывания в России, нет.

Ходатайство о признании беженцем оформляется со слов заявителя уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России от руки или на компьютере на русском языке. Каждый совершеннолетний человек подает такое ходатайство отдельно, дети вписываются в документы к родителям или опекунам.

При подаче ходатайства проводится опрос заявителя с заполнением анкеты и опросного листа. То есть специалист ФМС задаст очень много вопросов. Чем больше документов у беженца будет с собой, тем лучше, однако все они должны иметь перевод на русский язык. Проблема может заключаться в том, что беженцы с Юга-Востока Украины чаще всего прибывают в Россию без трудовых книжек и некоторых других документов, которые рекомендуется иметь с собой. Также беженцы не имеют денег на нотариальные переводы их на русский язык. Сейчас, впрочем, достаточно минимума документов, а украинские паспорта до сих пор имеют страницы на русском языке и поэтому не требуют перевода.

См. также:   Договор об использовании объектов инфраструктуры садового товарищества

Кроме того, желающему обрести статус беженца придется сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться.

Затем заявителю выдают справку о приеме ходатайства о признании беженцем на территории РФ. Справка действует пять рабочих дней.

2. Получите свидетельство о рассмотрении ходатайства (действует три месяца)
Ходатайство о признании беженцем подлежит предварительному рассмотрению территориальным органом ФМС. Это еще не решение о признании человека беженцем, а только о том, начинать ли вообще эту процедуру.

Если решение положительное, то беженцу выдают свидетельство о рассмотрении его заявления по существу, которое действует три месяца.

Если решение отрицательное — его можно обжаловать в суде.

В обычное время рассмотрение ходатайства о присвоении статуса беженца занимает три месяца. Иногда этот срок еще и продлевают вдвое. В период кризиса на Украине неоднократно заявлялось, что срок рассмотрения таких заявлений будет сокращен.

3. Подайте заявления в орган ФМС на выплату единовременного денежного пособия и на выдачу направления в центр временного размещения.
На те три месяца, что рассматривается заявление, беженцу (пока еще беженцу по существу, а не беженцу по бумаге) предоставляется жилье. Это может быть не самое комфортное жилье, оно не будет отдельным, но это должна быть крыша над головой.

Также в центрах временного размещения предоставляется питание, лекарственная и медицинская помощь.

Единовременное денежное пособие составляет 100 (сто) рублей на человека (150 рублей для малоимущих и инвалидов).

4. Встаньте на учет и пройдите медицинское освидетельствование.
Человек, получивший свидетельство, что его ходатайство о признании беженцем будет рассматриваться, и прибывшие с ним члены его семьи, должны быть поставлены на учет по месту пребывания (в местном УФМС) и должны пройти обязательное медицинское освидетельствование.

Это медицинское освидетельствование должно проводиться бесплатно, в том числе лабораторные исследования, в том числе на ВИЧ. Медицинские учреждения получают финансирование этих обследований от ФМС — в отличие от освидетельствования за собственный счет, которое необходимо пройти при оформлении разрешения на временное проживание или на получение гражданства по обычной процедуре.

Когда у человека появляется сертификат о прохождении такого обследования, он имеет право на дальнейшую первичную медицинскую помощь, как и на неотложную медицинскую помощь.

5. Получите решение о признании или об отказе в признании беженцем на территории РФ.

порядок получения статуса беженцаФото: news.mail.ru

6. Получите удостоверение беженца (в случае, если решение принято о человеке, находящемся не в России, ему также выдается билет в Россию).
При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность заявителя, признанного беженцем, остаются на хранении в органе ФМС по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.

Для выезда за пределы РФ и въезда в РФ беженцам оформляется проездной документ.

Для работы беженцам нет необходимости оформлять разрешение или патент, а также учитывать квоты (в соответствии с законом, вступившим в силу 15 мая этого года).

Дети беженцев имеют право ходить в детский сад и школу наравне с детьми граждан России.

Никаких постоянных пособий из бюджета, в том числе на детей, статус беженца не предусматривает. Однако беженцы имеют право на выплату пенсий. Для этого нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с удостоверением беженца. Другие документы беженца в это время уже хранятся в ФМС, их предоставлять не нужно.

Временное убежище дается сроком на год. У получившего его гражданина изымается его национальный паспорт, он может работать без специальных разрешений и патентов, получать медицинскую помощь.

Временное убежище можно получить вместо статуса беженца. В случае, если ситуация в стране постоянного жительства человека, получившего убежище, не нормализуется, срок предоставления убежища каждый год могут продлевать еще на год по решению ФМС.

1. Подайте заявление в ФМС о предоставлении временного убежища.

2. После подачи заявления нужно пройти дактилоскопическую регистрацию (сдать отпечатки пальцев). Всем членам семьи нужно пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение (направляют в ФМС).

3. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища ФМС выдает справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (справка подтверждает законное пребывание территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища).

4. После подачи заявления и получения справки нужно встать на регистрационный учет по месту пребывания (также в ФМС).

5. Решение о предоставлении временного убежища принимается ФМС в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.

6. В случае положительного решения о предоставлении временного убежища ФМС выдает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации, а паспорт и другие документы иностранного государства сдаются на хранение в ФМС.

Права детей тех, кто получил временное убежище, на посещение школы и детского сада, не расписаны так же подробно, как права детей беженцев, однако они есть — так же, например, как у детей трудовых или даже нелегальных мигрантов.

С 23 июня 2014 года люди, признанные носителями русского языка, могут получить гражданство по упрощенной процедуре. Среди беженцев с Юго-Востока Украины большинство — именно носители языка. Тем из них, кто не планирует возвращаться на Украину, можно не подавать документы на статус беженца или на предоставление временного убежища, а сразу приступить к оформлению гражданства.

Кроме результата экзамена, потребуется отказ от гражданства других стран (если он невозможен по объективным причинам, это учитывается). Также нужны документы о том, что сам заявитель или его прямые родственники по восходящей линии жили в России или в СССР (документ сформулирован неясно: то ли в СССР в пределах современной границы России, то ли в СССР вообще). Документами, подтверждающими это, могут быть вид на жительство, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, сведения о постановке на воинский учет, архивные справки, выписки.

Комиссии, призванные проводить экзамен по русскому языку, должны собираться под председательством замруководителя отделения ФМС, отвечающий за вопросы гражданства.

После заявление в ФМС о том, что иностранный гражданин хочет пройти экзамен, комиссия должна собраться не позднее чем через пять дней. Еще пять дней отводится на принятие решения.

Далее в приказе написано: в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. Кроме того, максимально полно понимать содержание в том числе записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы. Уметь достигать поставленных целей коммуникации, продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.

порядок получения статуса беженцаФото: www.interfax.ru

Какие именно «абстрактно-философские» или «публицистические» тексты с какими именно «подтекстами» та или иная комиссия сочтет показательными — пока неизвестно. Вся надежда на то, что в комиссию должны входить и филологи, а не только чиновники. Кроме того, установлено, что знания грамматики и орфографии проверяться не будут.

Упрощенная процедура получения гражданства предполагает, что за ним можно обращаться, не получив предварительно разрешения на временное проживания и вида на жительство, а также не прожив в России пяти лет, установленных по стандартной процедуре. Кроме того, гражданство будет присвоено носителю языка в течение трех месяцев (а не полугода, как ранее).

Согласно Женевской Конвенции, страна, подписавшая данный документ, обязана предоставить защиту и помощь лицам, которые в них нуждаются. Для этого, однако, претендентам придется доказать, что возможности оставаться на своей исконной родине или вернуться туда, у них нет. В последнее время все больше мигрантов, ищущих приюта в силу непреодолимых обстоятельств, обращают свои взоры в сторону канадского побережья. Основная причина – тщательно разработанная государственная программа и лояльность правительства. Но мало кто знает, что беженцы в Канаде проходят очень непростой путь, прежде чем получить этот статус.

Вариантов перебраться на ПМЖ в Канаду на самом деле существует несколько. Можно обратиться к своей биографии и поискать родственников, которые готовы будут с вами воссоединиться, или обнаружить вдруг свои канадские корни. А можно выбрать одну из многочисленных образовательных программ или эмигрировать на профессиональной почве.

Последний вариант, кстати сказать, пользуется огромной популярностью, о чем свидетельствует различного рода проекты, представленные каждым регионом в отдельности, а также список профессий, обладателей которых с особенным нетерпением ждут здесь.

Кроме того, учитывая принятые на себя международные обязательства и гуманитарные традиции, данное государство готово предоставить защиту тем, кто имеет вполне обоснованный страх относительно возможного преследования или насилия.

В целом система обеспечения защиты таких лиц в стране включает в себя два компонента:

  1. Проект по переселению беженцев, рассчитанный на тех, кто ищет помощи вне границ Канады.
  2. Защита беженцев, которые обращаются внутри страны.

В рамках данной программы предусмотрена как правительственная помощь, так и частные субсидии, которые на сегодняшний день представляют собой довольно существенный пласт гуманитарной помощи.

По программе Гуманитарного Переселения Министерством Гражданства и Миграции выделяются три класса беженцев:

  1. Те, кто подают прошение из чужого государства (Convention Refugees Abroad Class).
    К ним относятся лица, которые обращаются за помощью не из своей родной страны и не из той, где проживают временно. Обычно основаниями для поиска убежища в этой группе являются расовое, религиозное, политическое или любое иное преследование, к примеру, членство в особой социальной группе.
  2. Те, кто обращается с территории, которая является для них временным убежищем (Country of Asylum Class).
    Обычно на такой шаг их толкает гражданская война, нарушения прав человека, вооруженные столкновения.
  3. Лица, взывающие о помощи из своей родной страны (Source Country Class).

Граждане данной категории вполне попадают под статус беженца, но при этом все еще пребывают на территории своего государства. Сюда можно отнести еще и тех, кто находится в тюремном заключении или серьезно ограничен в таких аспектах жизни как право свободы самовыражения, право принимать участие в работе профсоюза, право инакомыслия. Здесь, однако, есть некоторое ограничение – пройти по программе могут только жители строго обозначенных стран, которые вошли в особый список.

В отдельную категорию вынесены лица, которые могут претендовать на обозначенный статус, но при этом они уже находятся на территории Канады. В этом случае прошение подается в специальный офис (Департамент Миграции), а сами кандидаты на господдержку содержатся в специальном лагере вплоть до вынесения решения по их запросу.

Как вариант, прошение о предоставлении защиты может быть подано в аэропорту. Но и в этом случае кандидату предстоит пройти сложный и длительный процесс, в ходе которого ему придется доказать, что иного выбора у него не было.

Канадское законодательство гласит, что прежде чем заявитель получит запрашиваемый им статус, он должен быть отнесен к определенной группе беженцев, перечисленных выше. Как гласит Конвенция ООН, таковыми могут считаться граждане, которые в силу расовой, религиозной, социальной или политической дискриминации не могут или не желают возвращаться или и далее пребывать в стране своего гражданства или проживания.

Вторая категория претендентов на статус беженцев объединяет лиц, которые уже пребывают на канадской территории, и в случае их высылки назад в свое родное государство могут быть подвержены пыткам или другим наказаниям, которые угрожают их жизни.

В противовес этим двум категориям был составлен список кандидатов, которые никогда не смогут получить желаемый статус, находясь на территории Канады:

  • те, кто уже признан беженцем в другом государстве;
  • те, кто получил защиту на основании Закона о Защите Иммиграции и Беженства.
  • те, кто прибыл сюда из государства, подписавшего данный Закон;
  • лица, пребывание которых в Канаде может нести угрозу безопасности и целостности страны. Обычно это заявители с криминальным прошлым;
  • лица, которые уже подавали прошение и получили отказ.

В любом случае нужно быть готовым к тому, что претенденту придется изложить в деталях историю своих гонений и предоставить доказательства невозможности вернуться обратно.

Алгоритм действий, как получить статус беженца в Канаде из России, зависит от места пребывания кандидата. Если он уже попал на канадскую территорию, в этом случае необходимо обратиться с прошением в Канадский центр по иммиграции (Canadian Immigration Centre) и сообщить миграционному офицеру, что вы намерены сделать заявление о присвоении вам статуса беженца или о предоставлении убежища (так называемое refugee claim).

В результате обращения вам будет задано несколько вопросов и выдан специальный бланк (security check form), который вам предстоит заполнить и принести с собой на предстоящее интервью. Дату его вам назначит офицер. Практика показывает, что следующая встреча планируется уже в ближайшее время – через 2 недели.

См. также:   Ндфл с подарков и призов

Если же заявить о своем намерении просить убежище предстоит в морском или аэропорту, тогда сделать это необходимо сразу же в ходе паспортного контроля, поскольку иммиграционные офицеры не имеют права отказать в пересечении границы любому лицу, которое обращается с данным заявлением. Если места проживания в Канаде у вас нет, вам будет предоставлено жилье в специальном лагере для беженцев. Дальнейшая процедура будет выглядеть так же, как было описано выше.

Eligibility Interview обычно проводится с специальном отделе Миграционного центра Канады – Inland Refugee Processing Centre. Чаще всего назначают его на раннее утро, но будьте готовы к тому, что посвятить этому придется весь день. Данный этап можно по праву назвать самым важным. Чтобы успешно его пройти, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • все, что вы когда-либо говорили миграционным офицерам, может быть использовано на любой стадии рассмотрения дела;
  • предоставляйте представителям государства только правдивые сведения;
  • не забывайте, что каждое заявление будет рассмотрено индивидуально. Это означает, что если вы приехали всей семьей, то будет решаться судьба каждого ее члена, а не коллективного заявления;
  • никаких возрастных ограничений на подачу заявления нет. Ребенок, который прибыл без взрослых, также может ходатайствовать о статусе;
  • одно из прав кандидата – право на переводчика;
  • если ответить на какой-то вопрос вы не можете, так и скажите об этом, пояснив причину.

После этого дело отправляется на рассмотрение, которое ранее могло занять от 1,5 до 2 лет. Согласно последним изменениям, которые были внесены в 2012 году, процедура может быть ускорена. Зависеть это будет от страны происхождения заявителя. Если она входит в список государств для ускоренного рассмотрения, тогда решение будет принято уже через 35-40 дней. Для всех остальных вопрос решится минимум через 60 суток.

На основании государственной программы, все претенденты на обозначенный статус должны быть обеспечены такими привилегиями:

  • встреча в порту или аэропорту;
  • предоставление временного жилья при необходимости;
  • содействие в поиске основного места проживания;
  • выделение средств для обустройства;
  • финансовая поддержка;
  • защита прав беженцев на любую помощь при возникновении такой необходимости.

Обычно средства выделяются заявителям на период до одного года, а в некоторых случаях до тех пор, пока они не смогут самостоятельно обеспечивать свою жизнь.

Программа по выдаче ссуд инвестируется Правительством Канады. При этом выдаются они только согласно потребностям кандидата, а также его способности вернуть выделенные ему деньги. Использовать их можно на такие нужды:

  • медицинскую экспертизу;
  • оформление пакета бумаг, необходимых для переезда;
  • сам переезд в Канаду;
  • оплату всех необходимых пошлин.

Кроме того, претенденты на беженство могут рассчитывать на срочную медицинскую помощь, даже если они еще не включены в список лиц, пользующихся медуслугами в своей провинции.

Следует отметить, что в данном государстве существует ряд добровольных групп, так называемых неправительственных организаций, которые оказывают длительную поддержку отдельным группам лиц, подавших запрос на беженство. Одной из них является объединение «Женщины в беде». Чаще всего такие организации берут на себя моральную и эмоциональную поддержку, в то время как финансовая сторона вопроса ложится на плечи государства. Повсеместно можно встретить и такое явление, как помощь церкви беженцам в Канаде.

Не редки случаи и частного спонсорства. В лице спонсора в таком случае выступает любое лицо или их группа, старше 18 лет. Обычно они берут на себя обязательство обеспечивать поддержку беженца и его семьи в течение, скажем, 1 года. Выражаться содействие может в любой форме – от снабжения мигрантов одеждой и продуктами питания, заканчивая материальным обеспечением.

Особое внимание уделите документам, которые придется предоставить в Миграционный Департамент. Вам понадобятся:

  1. Проездные документы.
  2. Удостоверение личности.
  3. Свидетельство, выданное при рождении.
  4. Фотография такого образца, как на паспорт.
  5. Заполненный бланк анкеты.
  6. Заявление.

Обратите внимание, что в своем ходатайстве вам необходимо подробно изложить все причины и основания для запроса статуса беженства в этой стране. Не лишним будет прикрепить к заявлению подтверждающие данный факт документы, не забыв сделать опись того, что вы прикрепляете к бумаге.

Кроме того, необходимо сохранить все документы, которые касаются данного вопроса. Сюда можно отнести факсы, вырезки из газет, копии, оригиналы, фотографии всех документов, которые могут доказать факт вашего преследования или невозможности дальнейшего пребывания в своей стране. Не стоит выкидывать и конверты, квитанции, билеты, которые могут подтвердить ваш маршрут бегства от угрозы, или другие на первый взгляд незначимые детали.

Если не уверены в своих силах, можно обратиться в частную компанию, которая возьмет весь вопрос на себя. Стоимость услуг таких фирм может достигать 4 тысяч долларов за одно дело. Но доверять следует только проверенным посредникам.

Если результат рассмотрения прошения не дал никаких результатов, кандидату придется покинуть Канаду. В данном случае по отношению к нему будет применена депортация, осуществление которой станет возможным на основании одного из трех документов:

  • ордер на выезд – выехать придется в течение 1 месяца с момента вручения ордера. Если все условия будут выполнены, гражданин имеет право в дальнейшем въезжать в страну на основании визы;
  • ордер об условном депортировании – дальнейший въезд в государство будет невозможен в течение 1 года. При даче ложных показаний срок увеличивается до двух лет;
  • ордер на депортацию – вручается злостным нарушителям миграционных правил. В этом случае попасть сюда снова можно будет только по письменному разрешению Департамента Миграции.

Действие перечисленных документов распространяется и на членов семьи мигранта, если они не являются гражданами или резидентами Канады.

Действие всех федеральных программ, разработанных для лиц, которые намерены искать убежище в этой стране, имеет одно важно отличие от всех других подобных проектов – дела о беженстве рассматриваются исключительно на федеральном уровне.

Это означает, что после рассмотрения запроса, кандидат и его семья будет размещены в том регионе, который будет определен правительством. Как правило, речь в этом случае идет о тех провинциях, которые не имеют своих индивидуальных миграционных программ. В рамках государственно поддержки все средства и помощь, которую получает претендент, выделяются из бюджета страны. Процедура легализации и объем пособия зависит от программы, в которой принимает участие заявитель – Convention Refugees Abroad Class, Source Country Class, Source Country Class, Person in need of Protection.

В качестве альтернативного способа миграции можно воспользоваться одной из программ миграции на федеральном уровне, например, Express Entry.

Канадское законодательство позволяет большинству своих провинций принимать решение относительно приема беженцев на своих территориях. Происходит это на основании соглашений, заключенных между местными представителями власти и правительством Канады. В этот список вошли:

  • Саскачеван;
  • Альберта;
  • Манитоба;
  • Британская Колумбия;
  • Онтарио;
  • Ньюфаундленд и Лабрадор;
  • Нью-Брансуик;
  • Остров Принца Эдуарда;
  • Территорию Юкон.

Как и в предыдущем случае, иммиграция может быть осуществлена на других основаниях, к примеру, профессия или бизнес.

Попасть в конкретный регион можно на основании подачи заявления в местные органы власти.

Отдельного внимания заслуживает Соглашение о беженцах в провинции Квебек. Отбор кандидатов проводится, исходя из экономической выгоды, которую сможет получить регион в результате прибытия того или иного лица. Более того, чтобы стать членом местного общества, беженцу необходимо иметь спонсорскую поддержку в лице канадского гражданина или группы граждан, которые смогут оказать не только моральную, но и материальную поддержку.

В заключение следует отметить, что хоть канадские власти и рассматривают ходатайства от всех желающих найти укрытие в этой стране, положительное решение принимается только в отношении тех, которые подкреплены серьезными основаниями.

Статус беженца являет собой правовой механизм, реализация которого право на проживание в стране и использование неких гарантированных государством социальных благ, касающихся не только содержания и социальной защиты, но и даже трудоустройства. Процесс получения этого статуса сопряжен со множеством бюрократических проволочек, усложняющих процедуру.

Согласно ст. 1 ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) “О беженцах”, ими считаются иностранцы или апатриды, которые в результате обоснованной опасности стать жертвой расовых, религиозных, этнических, политических и иных указанных в законе преследований находятся за пределами своей страны (или страны своего постоянного пребывания) и не могут или не хотят по причине таких опасений пользоваться защитой своего государства.

Статус беженца в РФ могут получить иностранцы и апатриды, прибывшие или желающие прибыть в Россию, а также те, кто уже законно или незаконно находятся на территории страны.

При этом ст. 2 ФЗ «О беженцах» определяет перечень оснований, при наличии которых у лица оно не может быть признано беженцем, о чем мы расскажем ниже. В бытовом понимании беженцами также принято считать лиц, которые перемещаются внутри страны или просят временного убежища, что ошибочно.

Особенности правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации определены не только ФЗ «О беженцах», но и международными документами: Женевской конвенцией от 28.07.1951 и Нью-Йоркским Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31.01.1967. Эти документы определяют основные принципы, которых должно придерживаться внутреннее законодательство страны о беженцах, минимальные нормы обращения с лицами, которые обратились за помощью, основные права, на которые могут претендовать беженцы. Ключевое положение документов – запрет на высылку беженцев и их принудительный возврат в страну постоянного пребывания.

Учитывая данные нормативы, международно-правовой статус беженцев – это основание для их законного пребывания на территории страны, в которой они этот статус получили. Помимо этого, в число основных гарантированных ст. 8 ФЗ «О беженцах» прав входит:

  • право на услуги переводчика, разъяснение предоставленных мигранту прав и содействие в получении въездных документов;
  • право на проживание в жилом помещении, питание и пользование коммунальными услугами;
  • право на медицинское и лекарственное обеспечение;
  • право на содействие в получении профессионального образования и трудоустройство;
  • право на социальную защиту и обеспечение, в том числе получение социального пособия;
  • право обратиться за получением разрешения на временное проживание в РФ и получение гражданства РФ в установленном законом порядке;
  • право на добровольное возвращение в страну своего предыдущего пребывания

Вместе с этим конституционно-правовой статус беженцев налагает на них ряд обязанностей:

  • соблюдение законодательства РФ;
  • соблюдение порядка проживания в предоставленном жилом помещении;
  • своевременное прибытие в миграционные органы;
  • прохождение переучета в органах миграции в установленные законом сроки;
  • сообщение о смене анкетных данных, места пребывания.

Этапы признания лица беженцем определены положениями ст. 3 ФЗ «О беженцах». Согласно ей, человеку, желающему получить указанный статус, необходимо:

  • обратиться с соответствующим ходатайством;
  • пройти процедуру предварительного рассмотрения;
  • получить решение о выдаче свидетельства о рассмотрении обращения;
  • пройти рассмотрение обращения по существу;
  • получить соответствующее решение и – при положительном результате – получить удостоверение беженца.

Поскольку прохождение данных этапов имеет множество особенностей, целесообразно рассмотреть каждый из них подробнее.

Решение о признании лица беженцем принимает исключительно миграционный орган – на данный момент это ГУВМ МВД. Однако, согласно ст. 4 ФЗ «О беженцах», соответствующее ходатайство может быть подано заинтересованным лицом в:

  • дипломатическое или консульское учреждение РФ – если иностранец находится за пределами государства своего пребывания или за пределами РФ;
  • пограничные органы при прохождении пограничного контроля, если лицо находится за пределами РФ;
  • пограничные органы или органы миграционного контроля в течение суток, если лицо попало на территорию РФ незаконно;
  • в территориальное подразделение ГУВМ МВД по месту законного пребывания мигранта на территории РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 4 ФЗ «О беженцах», лицо, желающее получить указанный статус, должно подать прошение на статус беженца. Оно подается в виде ходатайства по форме, установленной Приложением № 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС № 352 от 19.08.2013.

Ходатайство подается в письменной форме и не может быть подано в виде электронного документа.

Указанная форма должна содержать анкетные данные лица, подающего прошение, государство гражданской принадлежности, дату и место рождения, перечень лиц, прибывших вместе с заявителем и находящихся у него под опекой или не достигших совершеннолетия, а также просьбу о признании статуса беженцем.

Такое ходатайство принимается от каждого совершеннолетнего дееспособного члена семьи. Оно заполняется на русском языке – если лицо им не владеет, ему предоставляется переводчик.

Согласно п. 45 Административного регламента, прием ходатайств осуществляется в день обращения лица, просящего предоставить статус беженца. При отсутствии у него документов, отсутствии переводчика или по иным причинам дата приема может быть перенесена и должна быть согласована с заявителем.

Изначально порядок признания лица беженцем предусматривает предварительное рассмотрение его прошения. Согласно п. 79 Административного регламента, оно осуществляется в пятидневный срок с момента поступления в миграционные органы. В процессе предварительного рассмотрения все документы формируются в личное дело.

При предварительном рассмотрении ходатайства уполномоченный сотрудник миграционных органов проверяет сведения, предоставленные заявителем, учитывая внутриполитическую, санитарную и иную обстановку в стране гражданской принадлежности заявителя. Кроме того, определяется наличие обстоятельств, дающих право на получение статуса, для чего сотрудник УВМ МВД оформляет соответствующие запросы.

По результатам предварительного рассмотрения принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства или об отказе в этом. При вынесении положительного решения в течение суток заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем. Оно выдается лишь совершеннолетним дееспособным лицам – сведения в отношении несовершеннолетних лиц и лиц, находящихся под опекой, заносятся в свидетельство одного из родителей или опекунов.

См. также:   Список документов для покупки земельного участка

Указанное свидетельство является основанием для регистрации в миграционных органах и для направления его владельцев в центр временного пребывания. Получение свидетельства является основанием для рассмотрения ходатайства по существу.

Миграционные органы могут отказать в рассмотрении ходатайства по существу. Согласно ст. 5 ФЗ «О беженцах», основаниями для отказа могут служить обстоятельства, подтверждающие:

  1. возбуждение уголовного дела за преступление на территории России;
  2. получение ранее отказа в рассмотрении прошения по существу в связи с отсутствием обстоятельств, необходимых для предоставления статуса, если они до сих пор не изменились;
  3. получение отказа в предоставлении статуса от других стран, входящих в ООН, если их законодательство не противоречит законодательству РФ;
  4. наличие гражданства третьей страны и возможности воспользоваться его защитой;
  5. прибытие с территории иного государства, в котором лицо могло получить статус беженца;
  6. отсутствие обстоятельств, дающих право получить статус;
  7. незаконное пересечение границы с РФ с целью получения статуса и нарушение установленного для этого порядка;
  8. отказ лица предоставить необходимые сведения;
  9. нахождение заявителя в браке с гражданином РФ, дающее право на получение разрешения на временное проживание;
  10. наличие разрешения на временное проживание на территории РФ.

Решение об отказе с указанием причин и мотивов направляется мигранту в течение трех дней после его вынесения.

Лицо, получившее отказ в рассмотрении ходатайства по существу, имеет право на его обжалование. Порядок этих действий должен быть разъяснен заявителю.

Отказ, согласно п. 143 Административного регламента, может быть обжалован в досудебном порядке посредством подачи жалобы в вышестоящие миграционные органы.

Обжалование осуществляется в течение месяца с момента получения решения об отказе или в течение трех месяцев с момента, когда аппликанту стало об этом известно.

Такая жалоба должна содержать наименование органа, чьи решения обжалуются, анкетные и контактные данные, сведения об обжалуемых решениях и доводы, которые делают такое решение незаконным. Жалоба рассматривается в 15-дневный срок с момента ее регистрации.

По результату рассмотрения вышестоящим органом принимается решение об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении. Результаты рассмотрения направляются заявителю не позднее следующего дня после рассмотрения.

Кроме того, решение об отказе в рассмотрении ходатайства, согласно п. 156 Административного регламента, может быть обжаловано в судебном порядке.

Если заявитель не использует свое право на обжалование, согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ «О беженцах», в течение месяца с момента получения отказа он обязан покинуть территорию РФ вместе с членами своей семьи.

Чтобы успешно оформить статус беженца в 2018 году, мало просто обратиться в миграционные органы – необходимо также представить ряд документов. Так, согласно п. 24 Административного регламента, вместе с ходатайством заявители обязаны представлять документы, удостоверяющие личность, на себя и членов семьи. Если они составлены на иностранном языке, документы подлежат переводу на русский.

Обычно документа, удостоверяющего личность достаточно, однако заявитель вправе представить любые другие документы и материалы, которые обосновывают его прошение. Чем больше документов представит кандидат, тем больше шансов на вынесение положительного решения. Все они подлежат приобщению к личному делу кандидата.

Отсутствие документов, удостоверяющих личность лица, не является основанием для отказа в рассмотрении ходатайства. Если у мигранта отсутствуют такие документы, он должен объяснить причину их отсутствия и представить любые другие удостоверяющие личность документы, кроме паспорта, а также иные документы, которыми он обосновывает свое прошение. При отсутствии таких бумаг все необходимые сведения записываются с его слов.

В дальнейшем лицо, которое принимает решение о рассмотрении ходатайства, в целях установления личности беженца делает соответствующие запросы в компетентные органы.

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «о беженцах», в день подачи ходатайства заявителю необходимо пройти процедуру идентификации личности. Она, согласно п. 73 Административного регламента, предусматривает обязательную дактилоскопическую регистрацию – снятие отпечатков пальцев заявителя, а также фотографирование, которые проводятся уполномоченным сотрудником миграционных органов. Полученные результаты вносятся в личное дело беженца.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 ФЗ «О беженцах», лицо, которое ходатайствует о предоставлении ему статуса беженца, обязано пройти медицинский осмотр. Согласно п. 40 Административного регламента, по результатам такого освидетельствования выдается соответствующий медицинский сертификат.

Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев, как уже было сказано, требуют от указанных лиц не только подачи ходатайства, но и заполнения анкеты и опросного листа, форма которых утверждается Административным регламентом. Согласно п. 30 Административного регламента, они заполняются со слов заявителя на русском языке уполномоченным работником миграционных органов. Данные вносятся в них по результатам опроса и индивидуального собеседования.

Предварительная анкета для определения статуса беженца содержит биографические данные заявителя и обстоятельства, свидетельствующие о мотивах его обращения и ходатайства. Кроме сведений о заявителе в анкету вносятся сведения о членах его семьи, прежних местах пребывания, документах, удостоверяющих личность, маршрут и обстоятельства прибытия на территорию РФ, факты направления ходатайств в международные организации и другие страны, а также иные сведения. Форма анкеты должна соответствовать Приложению № 5 к регламенту.

После опроса с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Его результаты заносятся в опросный лист по форме, утвержденной Приложением № 6 к регламенту. Помимо данных о заявителе, в нем фиксируются вопросы к заявителю, касающиеся мотивов его обращения, а также ответы на эти вопросы.

По окончании собеседования данные, внесенные в опросные листы, зачитываются заявителю, уточняются все неточности и противоречия. Для уточнения внесенных данных могут проводиться дополнительные собеседования, фиксация которых также требует заполнения опросных листков.

Внесенные в данные документы сведения подлежат проверке, по результатам которой и принимается решение о рассмотрении ходатайства по существу.

Согласно с. 7 ФЗ «О беженцах», рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в течение 3 месяцев, если лицо находится на территории РФ, и в течение 2 месяцев, если за ее пределами. Такое рассмотрение предусматривает проведение дополнительных собеседований, всестороннее изучение причин и обстоятельств обращения, проверку достоверности представленных сведений, установление обстоятельств, которые дают право на получение статуса беженца. В целях всестороннего изучения обстоятельств указанные выше сроки могут быть продлены.

По результатам рассмотрения ходатайства миграционные органы принимают решение о признании беженцем или об отказе в таком признании. Указанное решение в течение 3 дней направляется заявителю. В случае принятия положительного решения на беженца оформляется удостоверение.

Удостоверение беженца выдается всем лицам, в отношении которых принято соответствующее решение и которые достигли совершеннолетия. Если лицо не достигло совершеннолетия, но прибыло на территорию РФ без родителей, ему также оформляется удостоверение. В документ вносятся сведения о членах семьи, не достигших совершеннолетия, а также о тех лицах, которые находятся под опекой. Форма документа установлена постановлением Правительства РФ № 356 от 10.05.2011. Удостоверение выдается на бумажном носителе и не может быть выдано в форме электронного документа. Копия документа приобщается к личному делу.

Удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца, и действует на территории всей страны. Оно является основанием для регистрации в миграционных органах. В данный документ вносятся:

  • анкетные данные лица, признанного беженцем;
  • указание на документы, которыми подтверждена его личность;
  • фотография и отпечаток пальца;
  • пол, семейное положение и подпись;
  • дата выдачи и окончания действия, а также наименование органа, который его выдал.

Рекомендуем узнать больше о том, какие привилегии получает владелец удостоверения беженца.

Согласно ч. 8 ст. 7 ФЗ «О беженцах», при получении удостоверения лицо, признанное беженцем, сдает свой национальный паспорт и иные документы, которые удостоверяют его личность. Они остаются на хранении в миграционных органах.

Те, кто интересуются, как получить статус беженца в России гражданину Украины, рассчитывают на некий упрощенный порядок оформления, но это ошибочно. На самом деле оформление украинцами указанного статуса совершенно ничем не отличается от оформления его гражданами других стран.

В 2014 году Госдума РФ рассматривала законопроект, которым гражданам Украины предлагалось давать статус беженцев в ускоренном специальном порядке, однако данный документ был отклонен. Поэтому украинцы оформляют статус беженцев в общем порядке. Упрощенный порядок предусмотрен лишь для предоставления временного убежища.

То, что дает статус беженца в России для украинцев с юго-востока – разрешение на пребывание в РФ и размещение в центре временного пребывания. Правовой статус граждан Украины на территории РФ имеет некоторые преференции для них и без получения статуса беженцев. В частности, украинцы имеют право находиться на территории РФ в течение 90 дней без дополнительного разрешения, на них распространяются особые условия получения разрешения на временное проживание и вид на жительство, право работать на основании патента, а также упрощенный порядок получения гражданства, в том числе по государственной программе содействия переселению соотечественников.

Столица, в силу экономического и социального статуса, является одним из самых привлекательных городов для беженцев. Однако из-за массовости обращений далеко не все заявители получают желаемый статус, в связи с чем возникают правовые проблемы реализации статуса беженца в Москве.

Тем, кто обращается в московские миграционные органы, очень часто приходится получать отказ в регистрации по причине наплыва заявителей, отсутствия необходимых для их обработки человеческих ресурсов и отсутствия мест в центрах временного пребывания. Поэтому для успешного и оперативного получения статуса беженца рекомендуется обращаться в региональные управления ГУВМ МВД и их территориальные подразделения.

Вопреки сложившемуся стереотипу, статус беженца предоставляется миграционными органами без указания срока: он действует до того момента, пока беженец не утратит данный статус или не будет его лишен. Однако каждые полтора года беженцы обязаны проходить переучет, в ходе которого решается вопрос о сохранении или утрате статуса. Ограниченным считается лишь срок действия удостоверения беженца, которое действует на протяжении трех лет.

Главной причиной для отказа в предоставлении статуса беженца является отсутствие оснований для его получения, то есть необоснованность опасений стать жертвой преследований и несоответствие другим критериям, которые указаны в пп. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». Кроме того, отказ в предоставлении статуса, согласно ст. 2 ФЗ «О беженцах», может быть вынесен лицам:

  • в отношении которых есть подозрения, связанные с совершением преступлений против мира, человечества и военных преступлений;
  • совершившим тяжкие преступления до прибытия в РФ;
  • не лишенным защиты со стороны властей своей страны;
  • которые уже находятся под защитой ООН;
  • которые покинули страну по экономическим причинам, вследствие голода, техногенного происшествия.

Нормативы, определяющие, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца, установлены ст. 9 ФЗ «О беженцах». Это происходит, когда беженец:

  • получает вид на жительство или приобретает гражданство РФ;
  • добровольно пользуется защитой государства своей гражданской принадлежности;
  • снова приобретает гражданство, которого лишился;
  • приобретает гражданство иного государства и пользуется его защитой;
  • вновь добровольно обосновался в государстве своего предыдущего пребывания;
  • больше не может отказываться от защиты государства своей принадлежности по причине устранения обстоятельств, вынудивших его покинуть страну;
  • является апатридом и может вернуться в страну своего прежнего пребывания по причине устранения обстоятельств, вынудивших его ее покинуть.

Кроме того, ст. 9 ФЗ предусматривает также основания для принудительного лишения статуса. Так, лицо принудительно лишается статуса беженца, если:

  • осуждено на территории РФ за преступление, совершенное на территории РФ;
  • сообщило о себе ложные сведения или предоставило фальшивые документы;
  • привлечено к административной ответственности за проступки, связанные с оборотом наркотиков.

Лицо, утратившее указанный статус, согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ, обязано покинуть территорию России вместе с членами семьи в месячный срок.

Чтобы разобраться, в чем разница статусов беженца и временного убежища, необходимо обратиться к положениям закона «О беженцах». Их анализ позволяет выделить ряд отличий указанных статусов, в числе которых:

  1. Основания для получения: на временное убежище могут претендовать как лица, имеющие основание быть беженцами, так и не имеющие таких оснований.
  2. Сроки действия: в отличие от бессрочного статуса для беженцев, статус временного убежища дается лишь на год с возможностью продления.
  3. Проживание: в отличие от беженцев, тем, кто получил убежище, не предоставляется жилье.
  4. Ограничение в правах: лица, получившие убежище, имеют меньше прав в сфере медицинского обслуживания и социального обеспечения.

По сути, убежище можно считать неким временным гуманитарным статусом.

Узнайте подробнее о такой гуманитарной форме защиты переселенцев, как политическое убежище.

В силу действия ст. 8 ФЗ «О беженцах», лица, получившие указанный статус, обладают достаточным объемом гражданских прав и свобод, которые они могут реализовывать на территории РФ. Так, указанные лица имеют право на получение жилых помещений для временного проживания – прописка для беженцев оформляется по этому месту их проживания.

Помимо жилья, они имеют право на работу по найму наравне с гражданами РФ.

Узнайте более детально о том, как устроится на работу беженцам.

Вместе с этим они имеют такое, как и россияне, право на медицинскую и лекарственную помощь.

Кроме прочего, беженцы пользуются правом на получение содействия в направлении на профобучение наравне с россиянами. Более того, статус беженца не является препятствием для получения банковских ссуд.

Похожие статьи

Как на 100% получить статус беженца в нормальной стране.Подробная инструкция.

Я получил политическое убежище в Германии из России…

США. Как получить статус беженца, что необходимо знать.

СТАТУС БЕЖЕНЦА. ПОЧЕМУ ИСПАНИЯ?!

Оцените статью
Закон и Право
Добавить комментарий