Страховая насчитала мало: что делать

Разбили машину на 70 тыс, а страховая выплатила 15 тыс.? У вас два варианта: либо платите сами за ремонт, либо читайте статью и получайте ещё 100 000 р.! Это Кулик Илья и сейчас вы узнаете что делать, если мало выплатили по ОСАГО.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату?

Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.

Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.

Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.

При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.

Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.

Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.

Почему страховая не доплачивает?

С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.

Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?

Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.

Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.

На различие результатов экспертизы также могут влиять:

  • Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
  • Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
  • Условия осмотра – сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.

Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.

В основном это делается по трём причинам:

  • Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения – в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
  • Износ деталей, подлежащих замене – данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
  • Расчет возмещений без учета УТС – утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.

Оформление ДТП – что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше?

Правила оформления страхового случая нужно соблюдать с момента его наступления: в случае ДТП, если оно не имело тяжелых последствий, вы должны определиться в каком формате его оформлять.

По новым правилам вы имеете право оформить ДТП:

  • По Европротоколу – без привлечения ДПС;
  • Классическим способом – с вызовом на место происшествия работников ДПС.

Оформление ДТП по Европротоколу

Эта возможность появилась с лета 2015 г. Суть Европротокола заключается в самостоятельном оформлении документации по ДТП.

Вот список критериев, которые позволяют инициировать Европротокол:

  • Пострадавших людей быть не должно;
  • Не более 50 тыс. руб. ущерба у пострадавшей стороны;
  • Не более 2-х машин, участвовавших в аварии;
  • ОСАГО есть у каждого участника аварии;
  • Отсутствуют разногласия сторон по вопросам виновности в ДТП.

Основным документом по Европротоколу является Извещение о ДТП – бланки прилагаются к полису. При неточностях в этом документе, СК может отказать в выплатах. Данное извещение оба участника ДТП обязаны предъявить страховщику в 5-дневный срок.

Оформление ДТП с вызовом сотрудников ДПС

По классическому варианту участники вызывают на место происшествия ДПС и всю процедуру оформления берут на себя сотрудники полиции.

Они оформят:

  • Справку о ДТП (ф-154);
  • Схему ДТП;
  • Протокол об административном правонарушении (АП);
  • Объяснительные от водителей.

В справке о ДТП должны быть перечислены повреждения автомобилей. Если они значительны, то заполняется специальное приложение.

На практике сотрудники ДПС зачастую заполняют документацию небрежно, что потом может использоваться СК для уменьшения возмещения.

СК особенное внимание уделяют перечню повреждений в справке Ф-154. Поэтому к их выявлению и описи нужно подойти обстоятельно и не забывать фиксировать все на фото и видео.

Внимание! Если ДТП не имело серьезных последствий (ориентировочный ущерб не более 50 тыс. руб.), то на оживленных участках трассы водителям предписывается освободить проезжую часть еще до приезда сотрудников ДПС, если таковые были вызваны. За неисполнение данного требования на участников аварии налагается штраф.

Проведение независимой экспертизы

До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.

У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.

Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.

Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.

В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант – дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.

Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна – нужны только эти документы (акт и заключение).

Как выбрать правильного независимого эксперта?

При проведении собственной независимой экспертизы водитель должен выбрать экспертов. Это обязано быть сертифицированное юридическое лицо – подобные услуги оказывают специализированные компании, лаборатории, техцентры или СТО, у которых в штате имеются техники-эксперты, имеющие специальную аккредитацию.

Экспертная компания (ЭК) организует инструментальную и юридическую сторону экспертизы, а техник-эксперт отвечает за квалификационный уровень проведенных технических работ – в этом разница между ЭК и ее техниками.

Ваши экспертные подрядчики должны иметь:

  • Сертификацию и госрегистрацию (в ЕГРЮЛ) – для экспертной компании;
  • Аккредитацию (в Федеральном реестре) – для техника-эксперта.

Обратите внимание на то, чтобы техник-эксперт имел аккредитацию и значиться в Федеральном реестре. Без этого его заключения не будут иметь юридической силы в суде.

В ближайшем будущем аккредитацию техников-экспертов можно будет проверить онлайн на сайте Минюста – сервис пока находится в разработке.

Проверить экспертную организацию на предмет благонадежности можно по следующим сервисам:

  • Реестр ФНС ЕГРЮЛ Egrul.Nalog.ru – факт наличия в списках, дата учреждения и т. п.
  • Судебный реестр Gcourts.ru – ссылки судов на отчеты экспертиз искомой организации.

Как понять было ли занижение выплаты?

Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.

Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается – это допустимая экспертная погрешность.

А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования – эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.

Как получить необходимые документы?

Как уже говорилось, СК может инициировать составление двух документов по обследованию вашего авто: акта осмотра и экспертного заключения.

Оба они могут пригодиться в дальнейшей борьбе за справедливость, но СК и эксперты редко когда сами предлагают их копии. И даже при прямой просьбе не факт, что вам пойдут на встречу. Особенно если на этот счет есть специальные указания.

Но вы имеете право ознакомиться с документами на месте осмотра, в процессе чего можно сделать их фотокопии на смартфон. Если же это не удалось, то нужно действовать официально.

На завершающем этапе страхового возмещения, СК должна вам выдать акт о страховом случае, где также должны присутствовать нужные расчеты. Но его нередко «забывают» отдать.

Если у вас нет ни одного документа, описывающего расчеты возмещения, то нужно написать заявление в СК с просьбой выдать следующие копии:

  • Акт осмотра ТС.
  • Акт о страховом случае.
  • Экспертное заключение.

В заявлении сошлитесь на «Правила ОСАГО» (пункты 4.23 и 3.11), дайте свои координаты для отсылки документации и попросите уведомить вас об их отправке по телефону.

Перед обращением в суд необходимо написать претензию в СК

В требованиях по доплате вы имеете право пропустить этап досудебной претензии (ДП) и сразу подать иск. В некоторых случаях подобная тактика будет оправдана, но обычно ДП не пренебрегают, тем более, что в суде, если дело на претензии не исчерпается, факт попытки досудебного урегулирования зачтется в вашу пользу.

Как писать претензию?

ДП нужно составлять грамотно и желательно при помощи юриста. Вы должны ясно перечислить все требования и обосновать их с финансовой и законодательной стороны.

В ДП желательно поместить абзац, где вы извещаете страховщика о том, что в случае невыполнения требований на СК будет подан иск в суд с перечислением всех дополнительных выплат и компенсаций по судебному решению.

К ДП прилагается пакет копий документов, без которых она может быть признана не действительной.

Вот список требуемых копий:

  • Гражданский паспорт;
  • Страховой полис;
  • Документ на право собственности (ПТС или ДКП);
  • Справка о ДТП (форма 748);
  • Экспертная документация.

Все это и саму претензию нужно отправить на адрес СК заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если вы надеетесь поставить точку в споре со СК именно на данном этапе то имеет смысл отнести документы страховщику лично.

Образец претензии

Образец досудебной претензии вы можете скачать по этой ссылке.

Дополнительные жалобы в РСА и ФССН

Эти жалобы необходимы для проверки СК контролирующими организациями. Вашу проблему это не решит, но совокупность подобных обращений повлияет на работу СК в общем.

  • Для РСА бланк жалобы можно скачать по этой ссылке.
  • Для ФССН бланк не требуется – обращайтесь в свободной форме по следующим контактам: Тел.: (495) 251-32-02. 125993, Москва, Миусская площадь-3. Е-mail: fssn@fssn.ru. Официальный сайт: на частые вопросы при подаче досудебной претензииСколько ждать ответа от СК?

    На рассмотрение и ответ страховщику отводится 5 рабочих дней, но можно подождать дольше – 10-15, а можно намеренно потянуть с подачей иска в суд.

    Почему? Потому, что тогда в суде возможно стребовать пеню за каждый день неуплаты. Пеня эта составляет 1% от того, что должна вам СК, но увлекаться этим не стоит, т. к. при длительном затягивании с иском суд может усмотреть корыстный мотив и отказать или урезать пеню.

    Кстати! Срок давности подачи иска, с момента получения вами возмещения от СК, составляет 3 года.

    Какие возможны варианты ответов от СК на вашу претензию?

    Это может быть:

    • Согласие на выплату по претензии.
    • Частичный отказ в выплате.
    • Полный отказ.
    • Отсутствие ответа.

    Полная выплата по требованиям претензии бывает редко – СК чаще идет на частичное удовлетворение: погашает недоплату и стоимость независимой экспертизы, надеясь, что по остальным расходам, неустойкам, УТС и т. п. вы в суд обращаться постесняетесь.

    Полный отказ или отсутствие ответа означает, что страховщик готов с вами судиться.

    Обращение в суд – есть ли смысл?

    Без сомнения, есть!

    Судебный иск дает шанс получить со страховщика значительно большие деньги, чем просто справедливое возмещение.

    Например, допустим, что по проведенной вами независимой экспертизе сумма ущерба ТС составила 100 тыс. руб. К ней вы можете добавить:

    • 50 тыс. судебного штрафа за факт недоплаты;
    • 60 тыс. пени за 2 месяца неуплаты (берем по минимуму) – 1% от 100 тыс. за каждый день.
    • 5 тыс. компенсации морального ущерба.

    Итого: 215 тыс.! А ведь мы не посчитали еще утерю товарной стоимости, которую можно включить в иск, если параметры авто это позволяют.

    Разумеется, что сумма всех судебных и внесудебных издержек, относящихся к вашему иску, также будет учтена и оплачена.

    Как видите на подобных судах можно не просто взять свое, но и подзаработать.

    Внимание! На 2016 г. максимальная сумма страхового возмещения по ОСАГО за материальный убыток составляет 400 тыс. руб.

    Какие документы потребуются для суда?

    Для суда вам потребуются все те документы, которые я перечислил в разделе о досудебной претензии, но к ним могут быть добавлены:

    • Извещение о дорожно-транспортном происшествии (копия);
    • Протокол об административном правонарушении (АП) (копия);
    • Постановление по АП – если есть (копия);
    • Доверенность на ведение дела – если требуется (оригинал);
    • Иные документы, могущие оказаться полезными – например, показания свидетелей и т. п.

    Кроме этого вам нужны все бумаги, подтверждающие факт затрат, связанных со страховым случаем.

    Сюда может входить:

    • Договор о независимой экспертизе;
    • Квитанции платежей по возмещению от СК;
    • Все остальные квитанции и договоры по материальным затратам.

    В какой суд нужно обращаться по недоплате от страховщика?

    Наш вопрос может решаться в двух судах:

    • Районном
    • Мировом

    В большинстве случаев дела о недоплате по ОСАГО рассматриваются мировыми судами. Почему? Потому, что именно они, согласно Гражданскому процессуальному кодексу, отвечают за тяжбы по имущественным спорам (ГПК РФ ст. 23, п. 5).

    Районные суды также могут рассматривать такие дела, но только если сумма иска будет свыше 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), а это для ОСАГО маловероятно.

    А в какой именно мировой суд нужно обращаться?

    Согласно ст. 28 (ГПК), истец должен обращаться с иском в суд по месту регистрации ответчика. Однако, согласно ст. 29, п. 2 (ГПК), при наличии в населенном пункте истца филиалов юрлица-ответчика, иск можно подавать по месту нахождения этого филиала, т. е. по месту жительства истца.

    Кому доверить вести дело?

    Дело о доплате по ОСАГО желательно отдать в надежные руки, т. к. от этого зависит размер дополнительных возмещений. Лучше не соглашаться сразу на предложение услуг физлицом или юридической фирмой, а разузнать об их репутации и профессиональном уровне.

    По части формата ведения дела для вас есть 4 возможных варианта:

    • Бороться самостоятельно – это совершенно ненужная экономия. Почему? Потому, что если ваше дело стоящее, то за его ведение профессионалом вам не придется платить ничего.
    • Представитель – лучше всего нанять судебного представителя. Потому, что обычно по делам ОСАГО они не берут предоплаты, а часто и вовсе согласны на вознаграждение по положительному результату или на определенный процент от него. Представитель все сделает за вас – останется получить на руки деньги. Сколько берут эти специалисты? На сегодня в среднем 7-15 тыс. руб., в зависимости от квалификации.
    • Юрист – нанимать юриста, имеющего более высокий процессуальный и профессиональный статус, стоит только в сложных случаях, а по сути особой разницы между представителем и юристом нет.
    • Скупщики дел – этот вариант может заинтересовать тех, кто готов уступить свою тяжбу независимым профессионалам, зарабатывающим на раздувании всяческих возмещений. В деле вы участвовать не будете вообще. Обычно это юридические компании и деньги они вам предложат сразу из своего кармана, взамен на доверенность по ведению иска и получению всего возмещения. Вы им фактически продаете свою головную боль. Отзывы о подобных схемах вполне положительны.

    Как составить исковое заявление?

    Исковое заявление – главный документ вашего дела, и он должен быть составлен максимально грамотно. Лучше доверьте его написание специалисту.

    Но все же вам будет полезно знать в каком порядке оно составляется.

    Итак, сперва идет шапка документа, в которой вы указываете:

    • Кому адресовано заявление – мировому судье такому-то, № участка такой-то, адрес участка.
    • От кого поступил иск – ваше ФИО и адрес.
    • Наименование и адреса ответчика – обычно у юрлица несколько адресов.
    • Сумма иска – госпошлина указывается отдельно от суммы иска.

    Далее идет название (Исковое заявление), подзаголовок (О взыскании части страхового возмещения) и тело заявления. Тело иска должно включать:

    • Обстоятельства произошедшего ДТП;
    • Статус ДТП – имели ли место административные нарушения;
    • Виновник ДТП и основания его виновности;
    • Последствия ДТП;
    • Данные о страхователе виновника ДТП;
    • Данные о выплаченном возмещении;
    • Основания по недоплате – данные независимой экспертизы;
    • Законодательные обоснования требуемых доплат – статья закона, пункты, раздел;
    • Расчет по основному возмещению недоплаченной страховки;
    • Расчет по дополнительным выплатам;
    • Расчет по требуемым неустойкам;
    • Расчет по понесенным издержкам.

    В заключительной части ставится подзаголовок (Прошу) и под ним выражается требование о взыскании рассчитанной суммы.

    Ниже помещается список прилагаемой документации, и завершает иск дата с подписью истца.

    Образец искового заявление

    Образец искового заявления можно скачать по этой ссылке.

    На основе каких законов принимаются судебные решения о недоплате по ОСАГО?

    В заключение я перечислю основные законодательные акты, согласно которым осуществляется судебное производство о недоплате по ОСАГО.

    Прежде всего это:

    • Федеральный Закон об ОСАГО (ФЗ № 40);
    • Гражданский кодекс Российской Федерации (ФЗ № 51);
    • Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1);
    • Гражданский Процессуальный кодекс (ФЗ № 138);
    • Правила ОСАГО (ПС № 263).

    Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

    Заниматься самостоятельными расчетами сумм для судебного иска не стоит, т. к. можно не совладать с цифрами или не учесть каких-то параметров по незнанию.

    Рекомендую предоставить это специалисту. Если он работает в прямой заинтересованности от результата и суммы иска, то будьте уверены – подсчитано будет все до последней мелочи.

    Что может входить в сумму судебного иска я уже перечислял выше. А тут уточню, что по взысканию со страховщика неустоек могут возникнуть проблемы, зависящие уже от состава суда.

    Нанятый специалист, при подготовке искового заявления, должен составить к нему дополнение с расчетами и обоснованиями сумм пени в отдельном документе. Если пеня вообще подлежит взысканию, конечно.

    Из-за разночтений судебными инстанциями положений ст. 7 Закона об ОСАГО есть несколько формул расчета пени, которые я не буду тут приводить, чтобы не усложнять ненужными подробностями чтение. Просто знайте, что сумма пени, несмотря на с виду легкое ее вычисление (1% в день просрочки), может существенно отличаться от предполагаемой.

    Пределы выплат, установленные по закону

    В завершение статьи я озвучу актуальные на 2016 год лимиты по страховым выплатам ОСАГО.

    На сегодня максимальные суммы выплат составляют:

    • За материальный убыток каждому пострадавшему в ДТП – до 400 тыс. руб.
    • За материальный убыток по Европротоколу одному пострадавшему – до 50 тыс. руб.
    • За ущерб здоровью и жизни каждому пострадавшему – до 500 тыс. руб.
    • Возмещение близким родственникам погибшего – до 475 тыс. руб.
    • Возмещение дальним родственникам погибшего – до 50 тыс. руб.

    Основание: ФЗ № 40 и ФЗ № 223.

    Полезные советы

    • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы подписью «исправленному верить» и печатью.
    • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
    • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
    • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе – страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.

    Заключение

    Что ж, к завершению статьи вы поняли, что недоплаты по ОСАГО явление частое, но исправимое. Результат зависит от целей: при желании вы можете остаться при своем или с неплохим «наваром» – главное действовать обстоятельно и стараться не нарушать правила, а тем более законы.

    Были ли у вас случаи недоплат страховщика по ОСАГО? Если есть желание, вы можете описать проблему и то, как вы ее решали в комментариях – это поможет начинающим автомобилистам. А если у кого-то возникли вопросы по теме статьи, то не стесняйтесь – задавайте их там же, я обязательно отвечу всем.

    Ну ка, расскажите ка мне свою историю выбивания недостающих денег из страховой! Вопросы по теме также задавайте — отвечу.

    Видео-бонус: 10 желанных профессий прошлого. Уверен, что на каком-то этапе подумаете: «не может быть!

    Делитесь моей статьёй во Вконтакте или где вы там сидите. Буду признателен. Также оформляйте подписку на новые статьи. Пока!

    Очень часто встречается ситуация, когда страховая компания выплатила сумму, намного меньшую, а то и вовсе несопоставимую с суммой, потраченной на ремонт.

    Как правило, это происходит в случае, когда СК присылает для проведения экспертизы страховщика, с которым её связывают договорные отношения.

    Мало того что при выплатах по ОСАГО страховая компания существенно (в 2-4 раза) занижает сумму восстановительного ремонта, так еще и применяется коэффициент износа автомобиля.

    В результате полученной по ОСАГО выплаты не хватает даже на частичный ремонт.

    Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

    Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

    В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

    Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

    Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

    Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

    Хотите узнать что делать, если страховая совсем отказала в выплате?

    Или почитайте в ЭТОЙ статье о правилах страховки ОСАГО.

    Как получить акт о страховом случае?

    Для того чтобы определиться с порядком действий для обжалования решения страховой, необходимо в первую очередь получить на руки отчет оценки эксперта и калькуляцию.

    Для этого пишется заявление в страховую с просьбой выдать на руки акт о страховом случае и акт осмотра автомобиля с калькуляцией стоимости восстановительного ремонта. Согласно п. 71 Правил ОСАГО СК обязана предоставить вам копию акта по письменному запросу.

    Получив все требуемые документы на руки, нужно самостоятельно, а еще лучше с привлечением независимых экспертов проверить все позиции на предмет отражения всех повреждений автомобиля.

    В акте указывается сумма расчета без износа. Если она приблизительно соответствует затратам на ремонт, значит, занижение выплаты вызвано тем, что по ОСАГО ущерб рассчитывается с учетом износа. Тогда любые дальнейшие действия не приведут к ощутимому результату.

    Часто бывает, что страховая:

    • занижает количество и стоимость нормо-часов по разным видам работ;
    • не учитывает необходимые для ремонта виды работ;
    • занижает стоимость деталей и материалов, необходимых для проведения работ;
    • вообще не учитывает необходимую стоимость деталей и материалов.

    Если ТС не подлежит восстановлению, то СК может в 2-3 раза завысить стоимость годных деталей, что опять приведет к занижению суммы выплаты.

    Как провести повторную независимую экспертизу?

    Если в акте отражены все повреждения автомобиля, то нужно обратиться в независимую экспертизу для того, чтобы специалисты по акту осмотра составили еще один расчет стоимости ремонта.

    Если пострадавшему автомобилю не больше 5 лет, то независимый эксперт может рассчитать размер утраты товарной стоимости ТС в результате ремонта. Эту сумму тоже необходимо взыскивать со страховой компании.

    Если в отчете отражены не все повреждения, а автомобиль еще не отремонтирован, то необходимо провести повторную независимую экспертизу. При этом обязательно нужно будет уведомить страховую компанию о времени и месте её проведения.

    Все платежные квитанции нужно сохранять, потому что в дальнейшем все потраченные суммы можно будет взыскать через суд. Если же ремонт был произведен, то нужно восстановить все чеки и платежные документы, подтверждающие реальные затраты.

    Хотите узнать о проведении независимой автоэкспертизы подробнее?

    Или почитайте ЗДЕСЬ о документах, необходимых для получения выплаты по ОСАГО.

    А в этой статье вы узнаете, какие коэффициенты применяются для расчета ОСАГО: //auto/osago/tarify-i-koehfficienty.html

    Как подать досудебную претензию?

    После составления нового отчета об оценке ущерба нужно составить грамотную досудебную претензию в СК, в которой перечислить все ваши требования и приложить новый расчет оценки ущерба.

    Претензия составляется по образцу. Адресат претензии – это руководитель СК. Затем называется причина обращения, следующим пунктом указывается желаемый клиентом результат.

    Здесь пишется сумма, на которую рассчитывает пострадавший, и 7-10-дневный ожидаемый срок ответа на претензию, после которого клиент будет обращаться в суд.

    К претензии нужно приложить все имеющиеся документы, указать номер полиса, автомобиля, заключения экспертов и чеки с СТО. В конце указывается дата и контактные данные пострадавшего.

    Такая претензия является подтверждением для суда попытки договориться с вашей стороны. Её нужно передать в секретариат СК, обязательно получив на руки копию с отметкой о вручении, или переслать заказным письмом.

    Иногда бывает, что СК идет навстречу пострадавшему и удовлетворяет претензию. Однако намного чаще вы получите либо отказ, либо претензия будет полностью проигнорирована.

    Поэтому лучший вариант – это после подачи претензии сразу начинать готовить пакет документов для подачи заявления в суд.

    Как подать жалобу в РСА и ФССН?

    В течение этих 10 дней можно подготовить жалобы в Союз автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора.

    На сайте РСА можно скачать бланк для подачи жалобы, можно пожаловаться по телефону бесплатной линии: 8-800-200-22-75, а можно узнать, есть ли в вашем городе представительство РСА (например, оно есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и пр.), или написать по адресу: г. Москва ул. Люсиновская, д. 27, строение 3.

    Подача жалобы в контролирующий орган – это нормальный шаг, который практикуется во всех странах.

    Федеральная служба страхового надзора тоже осуществляет контроль над действиями страховщиков, но не решает споры о размере ущерба.

    Инспекции страхового надзора находятся в крупных городах России, в крайнем случае, жалобу можно подать по адресу: 125993, Москва, Миусская пл., д.3, стр.5.

    Нельзя сказать, что это эффективная мера, но деятельность страховщика будет проверена.

    Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

    Для составления иска о взыскании страховой выплаты необходимо рассчитать сумму требования.

    В сумму входит:
    • сумма восстановительного ремонта (по оценке вашей экспертизы);
    • стоимость независимой экспертизы;
    • почтовые расходы на уведомления.

    Из этой суммы нужно вычесть выплату страховой.

    К ней можно добавить, если оценивалась, утрату товарной стоимости ТС и возможные проценты за пользование чужими деньгами.

    Нужно указать и моральный вред, который вы хотите возместить (указать можно любую сумму, но на практике суды обычно компенсируют не больше пары тысяч рублей).

    Постановлением пленума Верховного суда РФ от 28 июля 2012 г. №17 было утверждено, что СК должна не только возместить сумму недоплаты, но и заплатить штраф в размере 50 % от удовлетворенных судом требований за отказ произвести выплату в добровольном порядке.

    Обратите внимание: данный штраф присуждается в пользу истца, а не уходит государству.

    Если планируемая сумма взыскания будет превышать установленные законом 120 000 руб. ОСАГО, то имеет смысл в качестве соответчика пригласить в суд виновника ДТП. Это необходимо для того, чтобы не затягивать судебное рассмотрение по срокам.

    Какие документы потребуются для суда?

    За время ожидания ответа на досудебную претензию нужно собрать пакет документов для подачи в суд.

    В пакет входят:

    1. Документы на ТС;
    2. Копии документов из ГИБДД;
    3. Акт о страховом случае;
    4. Акт осмотра ТС;
    5. Калькуляция страховщика или отчет об оценке;
    6. Исковое заявление с приложенным расчетом на отдельном листе.

    Что следует учесть при подаче искового заявления?

    В случае если страховая недоплатила крупную сумму, лучше поручить подачу заявления в суд и ведение дела в суде юридической компании.

    Если исковая сумма меньше 50 000 руб., иск о взыскании недоплаченного страхового возмещения по ОСАГО подается мировым судьям, если выше 50 000 руб. – в районный суд.

    Обычно в спорах по страховым выплатам суд удовлетворяет исковые требования клиента СК в полном объеме.

    Конечно, процесс может затянуться на месяцы, но в любом случае вы ничего не потеряете, потому что все расходы и судебные издержки оплатит СК. Во время суда может быть назначена еще одна судебная экспертиза.

    Как правило, дело одним заседанием не ограничивается, придется постоянно отпрашиваться с работы для явки на заседания.

    Все расходы на юристов будут оплачены страховой компанией.

    После окончания суда исполнительный лист нужно будет отнести судебным приставам или непосредственно в банк, где зарегистрирован счет должника.

    Видеосюжет о страховых спорах по ОСАГО

    Если вы стали участником ДТП не по своей вине, то, согласно законодательству, по ОСАГО вы должны получить компенсацию на ремонт от страховой компании виновника ДТП. Вам необходимо дождаться прибытия страхового агента, который проведет осмотр. В течение 20 дней вам должны будут либо выплатить полную сумму ущерба (но не больше 400 тысяч рублей), либо направить в СТО, где транспортное средство будет восстановлено с учетом износа деталей.

    Оглавление:

    • Порядок действий
    • Получаем расчет по выплатам
    • Независимая экспертиза
    • Досудебная претензия
    • Исковое заявление в суд

    Но, как часто бывает, страховые компании платят слишком мало. Обычно они это делают, потому что уверены, что пострадавший не знаком с законами, не знает о своих правах, и поэтому не будет предпринимать каких-либо мер, чтобы исправить ситуацию.

    Мы же предлагаем вам простой алгоритм действий — что нужно делать, если страховая заплатила слишком мало.

    Порядок действий

    Итак, если вы видите, что компания не выплатила и половины тех средств, которые вы потратили или планируете потратить на ремонт, вам нужно:

    • получить от страховой расчет выплат;
    • обратиться в бюро независимой экспертизы, чтобы там провели повторные расчеты;
    • подайте в страховую компанию досудебную претензию, составленную на основе результатов независимой экспертизы;
    • если претензия не возымела действия над страховщиками, подавайте иск в суд на взыскание полной суммы ущерба и всех полагающихся штрафов за невыполнение своих обязанностей.

    Теперь распишем каждый из этих пунктов подробно.

    Получаем расчет по выплатам

    Копию расчета по выплатам или акта о страховом случае в страховой компании обязаны выдать вам в течение трех дней после вашего письменного обращения.

    Нужно также обратить внимание на тот факт, что в акте сумма может указываться как с учетом износа деталей, так и без учета.

    В том случае, если сумма указана без учета износа и приблизительно соответствует тем затратам, которые понесла потерпевшая сторона, то любые дальнейшие действия не будут иметь значения — суд откажет в удовлетворении вашего иска. Это связано с тем, что сумма выплат по ОСАГО как раз учитывает износ деталей.

    Независимая экспертиза

    Эксперты проведут повторный осмотр и составят акт осмотра. Наиболее точные данные будут получены в том случае, если после ДТП автомобиль не ремонтировали. Если же в силу различных обстоятельств вам пришлось восстанавливать транспортное средство за свой счет, то все чеки и калькуляции нужно сохранить и присоединить их к делу. Не помешают также фотографии с разных ракурсов, на которых будут запечатлены следы столкновения.

    Затем по результатам обеих экспертиз будет установлен реальный ущерб и сумма, которая необходима для полного восстановления машины.

    Досудебная претензия

    Досудебная претензия составляется для того, чтобы взыскать со страховой недостающие средства. Это своего рода предупреждение — или вы доплачиваете по хорошему и мы расходимся, или придется подавать на вас в суд.

    Претензия составляется по утвержденному образцу, который можно скачать в интернете.

    Можно также обратиться к автоюристу, который все составит грамотно: изложит ваши требования, приложит все обязательные документы (акт независимой экспертизы, чеки из СТО, копию страхового полиса).

    Также нужно указать ту сумму, которую вы желаете получить.

    Исковое заявление в суд

    Если в течение 10 дней от СК никакого ответа на претензию не последовало, подавайте иск в суд. Причем в зависимости от взыскиваемой суммы иск нужно подавать либо:

    • мировым судьям (до 50 тысяч);
    • районный суд.

    Из документов вам понадобятся:

    • все документы на ТС;
    • документы, подтверждающие личность;
    • копии акта осмотра и страхового случая;
    • результаты повторной экспертизы;
    • ваши требования на отдельном листе.

    Какую сумму требовать от страховой?

    Сумму искового заявления рассчитать довольно просто: указываете во сколько вам обошлись ремонт, независимая экспертиза, обращение к юристам, почтовые расходы. Вычитаете из полученной суммы выплату от СК. Кроме того, опытный адвокат поможет вам «сбить» со страховой возмещение морального ущерба, которое может составлять до 50% от суммы невыплаченных средств.

    Итак, если страховая компания по ОСАГО выплачивает пострадавшему при ДТП заниженную сумму компенсации, необходимо начинать собирать документы и делать повторную экспертизу для дальнейшего обращения в суд. На практике очень много случается таких ситуаций, и с ними можно и нужно бороться.

    Рекомендуем посмотреть это видео:

    Ситуации, когда страховая мало заплатила по ОСАГО, в настоящее время являются довольно распространенными. Нередко, ущерб вреда становит в два или три раза больше денег, нежели тот объем, который решила выплатить компания своему клиенту. Именно для того, чтобы знать, как в таких ситуациях поступать, стоит тщательно изучить данный вопрос. После этого появится шанс отстоять свои права, и защитить собственные интересы.

    Возможный объем требований компенсации

    Компания, с которой клиент заключил договор о составлении полиса ОСАГО, должна при наступлении тех или иных случаев выплатить ему компенсацию. Она может доходить до 400 тысяч рублей. Именно на такой объем финансовой помощи может надеяться субъект при наступлении страхового случае, когда был причинен ущерб жизни и здоровью, а также были нанесены какие-либо повреждения автомобилям. Для того чтобы точно понимать, на какую сумму денег можно рассчитывать, стоит рассмотреть следующую таблицу, описывающую возможные страховые случаи, возникающие при управлении транспортным средство на дороге:

    При причинении ущерба жизни и здоровью нескольким пострадавшим 240 тысяч рублей
    При причинении ущерба жизни и здоровью лишь одного человека 160 тысяч рублей
    При нанесении вреда имуществу нескольких человек 160 тысяч рублей
    При нанесении вреда имуществу лишь одного человека 120 тысяч рублей

    Таблица 1. Страховые случаи Очень важно также обратить внимание на некоторые факторы, влияющие на принцип осуществления выплат по полису ОСАГО страховой компанией. К примеру, сумма компенсации зависит от износа деталей транспортного средства. Он в свою очередь определяется посредством анализа года выпуска автомобиля, а также его пробега.

    Важно! Старые транспортные средства зачастую имеют более значительный пробег, вследствие чего у них существенный процент износа.

    Он напрямую будет влиять на сумму полученной финансовой помощи от страховщика. Для определения того, какие повреждения получила машина в результате страхового случае, а какие обрела в процессе своей эксплуатации, может только лишь квалифицированный опытный эксперт после диагностики всех имеющихся повреждений.

    Какие действия лучше не совершать

    Для того чтобы страховая компания не занизила выплату по полису ОСАГО, нужно полностью следовать установленным правилам действий после наступления определенного страхового случая. Существуют следующие действия, которые могут повлиять на то, что произойдет недоплата компенсации:

    1. Устранение повреждений до страхового осмотра и диагностики автомобиля. Даже в тех случаях, когда владелец транспортного средства полностью осуществит фото- и видеофиксацию повреждений, а также проведет собственный независимый ремонт на СТО, страховщик будет в праве не принять все полученные таким образом данные. Теоретически в подобных ситуациях компания должна идти на уступки, так как водителю может понадобится автомобиль в срочном порядке после ДТП. При этом на практике получается так, что страховщики всю сумму не выплачивают, или же вовсе отказываются от предоставления помощи, так как другой субъект договора нарушил установленные Правила.
    2. Также ни в коем случае не стоит доверять страховому эксперту. Это обусловлено тем, что он работает на компанию, с которой был заключен полис ОСАГО. Вследствие этого данный специалист зачастую будет работать в интересах собственного работодателя.
    3. Не нужно выбрасывать результаты независимой экспертизы, акта осмотра транспортного средства, а также платежную информацию даже после ремонта автомобиля. Они могут в некоторых случаях пригодиться для отстаивания собственных интересов, если через некоторое время после аварии окажется, что были первоначально не обнаружены определенные неисправности.

    Если остерегаться осуществления всех вышеперечисленных случаев, существует возможность получения полной объективно определенной суммы компенсации.

    Внимание! Ремонт полностью запрещается до проведения смотра автомобиля уполномоченным лицом страховой компанией.

    Также не стоит его проводить в тех случаях, пока не было достигнуто соглашение сторон по поводу того, какая должна быть сумма финансовой помощи. Если водитель считается, что компания не доплатила, он может организовать повторное обследование транспортного средства, после чего будет составлен новый акт о страховом случае. Такие действия будут иметь смысл лишь тогда, когда еще не был проведен ремонт машины.

    Законные причины занижение уровня выплат

    Если страховая компания насчитала слишком маленькую сумму по полису ОСАГО, в некоторых случаях для этого у нее могут быть вполне законные основания. Чаще всего это касается следующих причин:

    1. Исключение некоторых повреждений из итоговой суммы составленной сметы. Чаще всего это касается лакокрасочных покрытий транспортного средства. В большинстве случаев компания не платит за это, если вред составляет более 25 процентов всей площади машины или же присутствуют коррозийные явления. В подобных ситуациях эксперты делают вывод, что повреждения появились на протяжении длительного периода времени, а не непосредственно самого ДТП.
    2. Износ определенных деталей, требующий их замены. Страховка чаще всего не покрывает таких расходов, так как они происходят на протяжении значительного срока, а не в процессе аварии. На законодательном уровне подобные вопросы еще до конца не урегулированы. Поэтому у каждого владельца ТС остается право оспорить ту сумму, которую насчитала страховая компания. При этом суд далеко не всегда станет на сторону истца.
    3. Расчет объема возмещений без учета утери товарной стоимости. В соответствии с постановлением ПВС страховщик не имеет права убирать УТС из окончательной суммы выплаты. Именно поэтому малая компенсация по подобной причины всегда становится объектом разбирательств в суде.

    Существует два возможных типа оформления ДТП – по европротоколу и с вызовом сотрудников ДПС.

    Для первого случая необходимы определенные условия, такие как отсутствия пострадавших людей, ограниченный объем ущерба 50 тысячами рублей, участие не более 2 ТС, наличие полиса ОСАГА у всех субъектов аварии, а также полное согласие сторон по поводу происшествия. При этом любая ошибка в протоколе, оформленного самостоятельно может стать причиной того, чтобы страховая компания перечислила сумму ниже ожидаемой. К тому же существует риск того, что вовсе не будут учтены требования заявителей. Как самостоятельно оформить ДТП читайте по ссылке. Что касается сотрудников ДПС, то они нередко заполняют документы очень небрежно и быстро. Несмотря на то, что они берут ответственность за оформление ДТП на себя, наличие ошибок – это типичная ситуация. Поэтому очень важно их действия проверять, а все повреждения фиксировать на фото и видео. В итоге, почему выплачивает страховая компания заниженные компенсации, вполне объяснимо. Поэтому к этому нужно быть готовым.

    Особенности проведения независимой экспертизы

    В настоящее время независимая экспертиза, поведенная по инициативе водителя, невозможна. Страховщик самостоятельно выбирает экспертную организацию, по результатам которой проводить соответствующую калькуляцию. Владелец ТС может провести осмотр автомобиля с собственным специалистом лишь тогда, когда компания не уложилась в выполнение данной работы в пятидневный срок. На самом деле, такой процесс может быть проведен в любое время, но его результаты не будут принимать в счет страховщиком.

    Внимание! Если компания насчитала меньшую сумму, чем независимая экспертиза водителя, то очередное обследование проводить не стоит.

    Оно требуется лишь тогда, когда возникают спорные вопросы по поводу перечню повреждений и их степени. В большинстве случаев экспертиза по инициативе водителя поводиться после того, как страховщики заплатили маленькую сумму. В данном случае мнение независимого эксперта может стать основанием для досудебного и судебного разбирательства. В иных ситуациях просто нет непосредственно самого предмета спора.

    Защита собственных прав в судебном порядке

    Компания, если выплатила меньше стоимости ремонта, может ожидать от владельца транспортного средства досудебной претензии или же обращения в суд. Многим водителям кажется, что крупные предприятия не пойдут на урегулирования спорной ситуации без суда, вследствие чего пренебрегают этим. Юристы же настаивают, что так поступать не стоит. Досудебная претензия может стать во время судебного разбирательства фактором, укрепляющим позиции владельца ТС.

    Создание досудебной претензии и других жалоб

    Если водителю автомобиля выплатили заниженную сумму по полису ОСАГО, ему нужно вместе с собственным юристом создать правильную досудебную претензию в адрес страховщика. В ней следует указать, в чем заключаются разногласия, аргументировав свою точку зрения с законодательной и финансовой стороны. Обязательно в досудебной претензии стоит указать, что в случае невыполнения требований компания будет вынуждена защищаться в суде. Если ей это не удастся сделать, всю сумму, которая она недоплатила, вместе с компенсацией по судебному решению, ей придется выплатит клиенту, подавшему иск. В обязательном порядке досудебная претензия должна быть подкреплена соответствующими документами. Среди них стоит выделить такие:

    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • страховой полис, действующий на момент аварии;
    • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство;
    • справка о дорожно-транспортном происшествии по форме 708;
    • заключение эксперта по поводу характера и объема повреждений автомобиля.

    Чтобы страховщики заплатили полную компенсацию, следует отправить пакет документов вместе с досудебной претензией заказным письмом. При этом важно запросить уведомление о вручении и опись вложения. Дополнительно можно подать жалобы в РСА и ФССН. Они не повлияют на восстановление справедливости, но помогут ускорить активизацию работу страховой компании. Ответа нужно ожидать в течение 5 рабочих дней. Если страховщика не устраивает изложенное в претензии, дойти до какого-либо соглашения мирным путем не удастся.

    Важно! Срок давности обращения в суд с иском после того, как страховка не покрыла всех расходов на ремонт транспортного средства. Составляет 3 года.

    Ожидать после досудебной претензии, прежде чем подать иск в суд, можно длительное время. Но при этом слишком долго ждать не стоит, так как судья может рассмотреть в этом какой-либо корыстный мотив. Это обусловлено тем, что каждый день неуплаты для компании страховщика может обернуть 1 дополнительным процентом к сумме, которую он заплатит в итоге.

    Обращение в суд

    Досудебная претензия может быть одобрена страховой компанией в полной объеме или же частично. При этом в большинстве случаев водитель автомобиля получает отказ или же вовсе игнорирование своей жалобы. У многих владельцев транспортных средств закономерно возникает вопрос о том, что делать в таком случае. Ответ очевиден – обращаться с иском в суд. Смысл в этом во многих случаях, если страховщики существенно недоплатили, действительно есть. Если водитель транспортного средства действительно окажется прав в судебном разбирательстве, он, кроме правильной суммы (к примеру 100 тысяч рублей) может получить компенсацию такого рода:

    1. По факту того, что страховщики занизили сумму компенсации – 50 тысяч рублей.
    2. По факту длительности невыплаты – пеня в размере 1% за каждый день. Если решение суда была получено спустя 2 месяца, водитель дополнительно получит 60 тысяч рублей.
    3. По факту морального ущерба – 5 тысяч рублей.

    Если маленькая выплата КАСКО не устраивает владельца ТС, ему нужно обратиться в суд со следующими документами:

    • извещение о ДТП;
    • протокол об АП;
    • постановление по АП;
    • доверенность на ведение дела;
    • иные документы (показания свидетелей, договор об независимой экспертизе, квитанции платежей и т.д.).

    Если Росгосстрах выплатил, как наиболее популярная компания, малую компенсацию, водитель может обратиться за помощью в мировой или районный суд. Чаще всего нужно выбирать именно первый вариант. Для того чтобы в итоге хватило выплаты, следует правильно составить исковое заявление. Для этого его нужно составлять с квалифицированным юристом. Заниженная компенсация в таком случае по решению суда не произойдет, если владелец транспортного средства не нарушил Правила. На которые подписался.

    Заключение

    Перед тем, как получить калькуляцию и выплату страховой суммы, водитель автомобиля по сути не может предпринять никаких действий для защиты собственных прав. Лишь после возмущение ущерба, у него появляются возможности инициирования досудебного и судебного разбирательства на основании собственной независимой экспертизы. Добиться того, чтобы в итоге страховщики доплатили определенную сумму средств, вполне реально. Но при этом стоит понимать, что ни в коем случае не нужно нарушать Правила полиса. К тому же любой судебный процесс займет определенный период времени, к чему нужно быть готовым.

    Видео

См. также:   Что считается коммерческой партией на таможне?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: