Не хватило выплаты по ОСАГО

Если выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт автомобиля, то в большинстве случаев восполнение недостатка суммы осуществляется из бюджета заинтересованного лица. Но в отдельных ситуациях вердикт страховой компании можно оспорить и получить причитающуюся компенсацию либо завершить ремонт транспортного средства за счет автовладельца, виновного в дорожном происшествии.

В текущем году по новым правилам закона об автостраховании, компенсационные выплаты в случае ДТП заменены проведением ремонта за счет денежных средств страховой конторы. При этом оценка ущерба производится в стандартном порядке, просто сумма на восстановление машины не передается на руки заинтересованному лицу. Таковой получает уже отремонтированное средство передвижения.

Тем не менее, ситуации, когда не хватает на ремонт по ОСАГО, по-прежнему происходят и автовладельцам следует знать, что следует предпринимать в подобных случаях.

Всего возможны 2 варианта, когда страховая выплата значительно ниже стоимости восстановительных работ:

  1. стоимость устранения повреждений, полученных в результате аварии, превышает лимит, установленный законом;
  2. страховая контора оценила ущерб ниже, чем таковой составляет на самом деле.

Каждый из указанных случаев обладает рядом нюансов, которые стоит учесть, прежде чем приступать к дальнейшим действиям.

Согласно закону максимальный лимит страховой выплаты составляет 400000 рублей, но на практике нередки случаи, когда требуется гораздо большая сумма. В этом случае есть 2 способа решения проблемы:

  • доплатить недостаток из собственного бюджета;
  • взыскать недостающую сумму с лица, признанного виновным в ДТП.

Если с первым вариантом все понятно, то второй имеет множество особенностей.

Прежде всего, стоит попробовать урегулировать ситуацию мирным путем. Следует обратиться к виновнику происшествия с письменным обращением о предоставлении недостающих средств. При этом необходимо иметь на руках акт оценки суммы повреждений и документ об оплате страховой премии.

В случае согласия виновного лица, рекомендовано взять у него расписку о решении передать недостающую сумму. Здесь же следует проставить дату вручения денежных средств.

Если же адекватности со стороны виновника добиться не получилось, вопрос можно решить посредством обращения в суд. Потребуется подготовить пакет бумаг, включающий:

  • копию паспорта подателя иска;
  • заключение экспертов с указанной стоимостью ремонта авто;
  • квитанцию от страховой конторы о проведенной выплате.

Чаще всего подобные разбирательства оканчиваются победой потерпевшего лица. При этом ответчику, помимо возмещения недостающей суммы, потребуется осуществить оплату юристов и прочих судебных издержек.

Если автовладелец подозревает, что сумма ущерба, обозначенная страховой компанией, не соответствует реальной стоимости повреждений, то в первую очередь следует позаботиться о проведении повторной экспертизы при участии независимого специалиста. Непосредственно при проверке должны присутствовать представители всех сторон – сотрудник страховой фирмы, виновник аварии и пострадавшее лицо.

Дополнительно следует затребовать у страховщика акт о наступлении страхового случая, где описывается ДТП, размер ущерба и страховой выплаты, а также предоставляется расчет последней. Согласно закону документ должен быть предоставлен в течение 3 дней со дня поступления запроса.

На основании сравнения двух заключений – от независимого эксперта и страховой конторы – можно сделать вывод относительно того была ли занижена сумма ущерба или же нет.

Важно уточнить, что подобные действия могут помочь лишь в том случае, если компенсация была выдана наличными либо перечислена на счет автовладельца. Ели же страховая компания проводила ремонтные работы, то тут привлечение независимого специалиста не поможет и роли не сыграет.

Итак, если нарушение выявлено, и сумма выплаты действительно ниже реальной стоимости полученных дефектов, можно попытаться решить спор мирными переговорами либо в судебной инстанции.

Автовладелец может составить претензию самостоятельно, но оптимально обратиться за помощью к юристу. В бумаге следует описать факты, доказывающие, что сумма ущерба была выявлена не точно, а также указать прочие недочеты работы страховой конторы.

В случае отказа со стороны фирмы, таковая в обязательном порядке должна оповестить заявителя о своем решении в письменном виде в течение 10 дней.

В ответе должны быть перечислены все законодательные акты, которыми страховая аргументирует игнорирование претензий со стороны автовладельца.

Если имеет место именно такой вариант, то гражданин может воспользоваться вторым способом и обратиться в суд.

Скачать образец претензии к страховой компании по занижению суммы ущерба

Перед подачей искового заявления следует подготовить копии документов:

  1. полис ОСАГО;
  2. свидетельство о праве владения авто;
  3. протокол с места происшествия;
  4. акт об осмотре транспортного средства, полученный в страховой конторе;
  5. заключение независимого специалиста;
  6. досудебная претензия;
  7. паспорт заявителя.

Далее, бумаги вместе с исковым заявлением передаются в суд по месту расположения страховой конторы.

Если компенсация была предоставлена в виде денежной выплаты, а не посредством проведения ремонта, велика вероятность, что суд встанет на сторону истца и страховой компании придется покрыть недостающую сумму.

В случае если компенсационная выплата по ОСАГО оказалась небольшой и денег на оплату ремонта не хватает, следует выяснить причину произошедшего. В ситуации, когда страховая контора оценила повреждения неверно, стоит попробовать решить вопрос мирно либо подать исковое заявление в суд. Впрочем, во втором случае, когда сумма ущерба превышает страховой лимит, варианты урегулирования спора будут аналогичны, только второй стороной будет выступать гражданин, виновный в ДТП. Исключением считается момент, если потерпевший согласен оплатить недостаток средств из своего кармана.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа! Это быстро и бесплатно!

Означает ли это, что страхователь должен довольствоваться тем малым, полученным от страховой компании? Нет, не означает.

И этого можно добиться, если с самого начала не пускать ситуацию на самотек, не доверяться аварийный инспекторам, а действовать решительно и исключительно в своих интересах.

Случаи, когда выплаченная вам сумма денег будет не удовлетворять, могут быть разные. Например, нанесенный ущерб превысил страховую сумму. Здесь, как не пытайтесь, как не возмущайтесь, но больше страховой суммы страхователю не выплатят.

Стоит ли опускать руки? Ни в коем случае, ведь помимо страховой компании есть еще виновник ДТП, с которого через суд можно взыскать разницу между величиной нанесенного ущерба и компенсационной выплатой страховой компанией.

не хватило выплаты по осагоДругой случай, когда страховщик выплачивает сумму, меньше страховой, и она не покрывает причиненного ущерба.

Тут с виновника вам нечего будет взять, потому что по составленным страховщиком документам нанесенный вам ущерб составляет лишь часть страховой суммы и она, что очень важно, вам полностью выплачена.

То есть, можно сказать, что пока страховщик пытается не допустить назначение компенсации в переделах страховой суммы, он защищает не только свои интересы, но и интересы виновника ДТП.

Поэтому, самый важный момент, или один из самых важных, это проведение независимой экспертизы, во время которой будет установлено, какой вам ущерб причинен и какова сумма возмещения.

Здесь не только важно присутствие страхователя и его активное участие, вникание в результаты осмотра, сколько он сам может стать инициатором проведения экспертизы независимым специалистом.

Аварийный инспектор — лицо заинтересованное. Действует он не в интересах страхователя, а в интересах страховщика, который платит ему зарплату. Другое дело, когда экспертизу проводит эксперт, ни как не связанный со страховой компанией.

Иногда можно встретить такой совет, что если автомобиль нужен срочно, то вы можете самостоятельно пофотографировать все повреждения, по которым можно будет провести экспертизу. Либо можно его отремонтировать в каком-то автосервисе, который выдаст все квитанции за оплату ремонтных работ.

не хватило выплаты по осагоТак вот, этот совет очень хорошо в теории, но на практике его лучше не применять.

Любое нарушение вами процедуры проведения экспертизы приведет к тому, что страховщик просто откажет вам в компенсации, либо выплатит очень небольшую сумму.

А откуда они знают, что вот эта вмятина на фотографии сделана с вашей машины, что вмятина результат ДТП и что вы сами ее не поставили перед тем, как делать фотографию?

И где уверенность в том, что в автосервисе вы ремонтировали машину только по тем повреждениям, которые были получены во время страхового случая? Может быть, за деньги страховщика вы хотите отремонтировать те неполадки, которые были и до ДТП?

Вопросы могут быть разные и ответить на них, а уж тем более представить подтверждающие документы, будет очень сложно. Даже невозможно. Поэтому примите к сведению такой совет.

До тех пор, пока не проведена экспертиза, ни в коем случае не пользоваться автомобилем, не ремонтировать его.

Если машина нужна срочно, возьмите у родителей, брата, сына, воспользуйтесь услугами проката, если они есть, ездите на такси и общественном транспорте. Это дешевле, чем ремонт последствий ДТП за свой счет.

Еще лучше, если с ремонтом вы подождете до того момента, пока не будет выплачена страховая сумма. Во время суда может возникнуть необходимость провести дополнительную экспертизу. А как ее провести, если последствия ДТП уже устранены?

Акт о страховом случае будет той самой отправной точкой, от которой вы будете отталкиваться при принятии решения обращаться в суд или нет.

Получить акт можно по письменному заявлению к страховщику.

Укажите в заявлении, что вам нужно получить на руки сам акт о страховом случае, также калькуляцию стоимости восстановительного ремонта. Положения правил ОСАГО в пункте 71 обязуют страховщика представлять эти документы по письменному требованию страхователя.

См. также:   Необходимые документы для получения пенсии по старости

Получив эти документы на руки, нет смысла решать на д ними ребусы. Берите их и отправляйтесь к специалистам из независимой экспертизы. Предоставьте им полученные данные для того, чтобы они сделали свою экспертную оценку. Что можно извлечь из акта?

С помощью данного документа вы сможете установить, что страховщик:

  1. Умышленно снизил количество и стоимость ремонтных работ.
  2. Проигнорировал какие-то виды восстановительных работ.
  3. Снижает стоимость необходимых для проведения восстановления деталей, агрегатов и материалов.
  4. Совсем не учел стоимость каких-то деталей, работ и т.п.

Предположим, что поданный акт учел не все повреждения автомобиля. Так очень часто случается. Что делать? Выше настоятельно рекомендовалось ни в коем случае не проводить ремонт, пока не получена страховая выплата. Если вы придерживались этой рекомендации, то можете провести повторную экспертизу.

Просто так повторную экспертизу вы не проведете. Она не будет иметь силы, если вы не уведомите о запланированной экспертизе страховщика.

Нужно согласовать с ним и с независимым специалистом время проведения повторных исследований повреждений.

Проводите эти согласования со страховщиком письменно.

Как только вы получили от него письмо, что он на такую-то дату и время направит своего представителя, согласуйте назначенное время с независимым экспертом.

Если в назначенное время представитель страховика не пребыл, то по истечению тридцати минут можно приступать к экспертизе. В таком случае, она будет считаться действительной.

Поскольку экспертиза с привлечением независимого специалиста услуга не бесплатная, нужно получить чек, который бы подтверждал факт оплаты за экспертизу. Этот документ нужно будет предъявить суду.

Потраченная сумма денег также будет включаться в страховую сумму. Возьмите за правило тщательно собирать все документы, которые подтверждают реальные выплаты.

Новое заключение эксперта еще не повод идти в суд. Хотя бы потому, что можно попытаться урегулировать вопрос в досудебном порядке. Но и прийти к страховщику с новым экспертным заключением, размахивать им и требовать свои деньги бессмысленно.

Старайтесь вести себя в таких ситуациях как можно спокойнее. Эмоции не возместят ущерб, а вот грамотно составленные документы и правильная линия поведения вполне.

Итак, составьте грамотную досудебную претензию в страховую компанию. В ней нужно перечислить все свои требования, а к претензии приложить новую экспертную оценку причиненного ущерба. Помимо нового экспертного заключения необходимо приложить все подтверждающие причиненный ущерб документы.

Особо рассчитывать, что новыми данными независимой экспертизы вы сильно испугаете страховщика, не стоит.

Это необходимый шаг, который в суде будет расцениваться, как попытка с вашей стороны решить вопрос в досудебном порядке, но страховщик был непреклонен.

Если дошло дело до досудебной претензии по ОСАГО , значит следующий этап, который вас ожидает, это суд.

Есть такие организации, как Федеральная служба страхового надзора (ФССН) и Союз автостраховщиков (РСА). Можно подготовить жалобы в эти организации на противоправное действие страховщика и его попытку уклониться от добросовестного выполнения взятых на себя обязательств.

На сайте Союза автостраховщиков есть бланк жалобы, скачивайте его, заполняйте и отправляйте. Аналогично поступайте и с жалобой в ФССН, хотя не обязательно заполнять бланк, можно направить и произвольно составленное заявление.

Большой эффективности от подобных действий ожидать не стоит.

Вам пришлют ответ, в котором, в лучшем случае сообщат, что назначена какая-то проверка у страховщика, может даже найдут какое-то нарушение сроков и т.п.

Но в каждом ответе вам будут сообщать, что все споры со страховщиком вы можете решить в судебном порядке. Не нужно про себя сильно ругаться, как-никак, а портить карму ни к чему. Поблагодарите мысленно эти организации за то, что сообщили такую «важную» информацию и указали вам путь в суд.

Положительно в этой ситуации то, что деятельность страховщика по идее будет проверена.

Но учтите, что не толко вы обращаетсь в жалобы на эту страховую компанию, но и другие страхователи.

А значит, такие проверки могли проходить недавно и ранее отправленное письмо десятку или сотне жалобщиков будет просто изменено на ваши данные и отправлено вам по почте. Как и в случае с досудебной претензией, эту переписку возьмете с собой в суд.

Перед тем, как идти в суд, нужно определиться с сумой ущерба, которую вы будете требовать. Смотреть на потолок с целью найти там нужные цифры не рекомендуется, потому что судья попросит вас подтвердить все ваши расчеты.

Поэтому вспоминаете, что именно вы проделывали, какие документы собирали и начинаете их изучать и считать деньги. Берете экспертную оценку, в которой указана сумма восстановительных работ, квитанцию об оплате услуги привлечения эксперта, все расходы на почтовые отправления.

Суммируете все указанные в этих документах цифры и от полученной суммы отнимаете размер страховой выплаты.

Некоторые особо «злые» страхователи добавляют к этой сумме оценку утраты товарной стоимости поврежденного автомобиля и проценты за пользование страховщиком чужими деньгами. И, наконец, приплюсовуют моральный ущерб. Тут много не дадут, но дополнительно 2-5 тысяч рублей можно взыскать с нерадивого страховщика.

Прежде чем переходить к следующему этапу, нужно собрать документы необходимые для суда.

Эмоции там никто слушать не будет, а будут изучать представленные доказательства, и чем «документальнее» они будут, тем лучше.

Итак, нужно приложить к исковому заявлению такие документы, как:

  • расчет, выполненный на отдельном листе;
  • документы, удостоверяющие личность истца;
  • правоустанавливающие документы на поврежденный автомобиль;
  • акты – о страховом случае и осмотра автомобиля;
  • копии документов из ГИБДД;
  • калькуляция страховщика.

Таким образом, весь ваш путь с момента ДТП будет именно в суд. Учтите это и относитесь к сбору доказательств самым серьезным образом, начиная с приезда инспектора ГИБДД. Только в таком случае вы можете рассчитывать на эффективную защиту своих прав в судебном порядке, а иначе суд откажет вам иске за недостаточностью предъявленных доказательств.

Как получить разницу между выплатой по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта автомобиля? Смотрите в видео ниже:

Было ДТП, виновником которого был я. По ОСАГО пострадавшая сторона получила деньги и производила ремонт в разных местах (при этом собирая все чеки все как положено).

В данный момент звонят мне и говорят, что выплаченых средств не хватает на ремонт и просят меня доплатить.

Вопрос1. Есть ли какая бумага от страховой, где указаны результаты экспертизы и все повреждения? (чтобы узнать действительно деталь повреждена в следствии ДТП со мной или без меня, так как время прошло после ДТП довольно много, более 2-х месяцев)

Вопрос2. Если у меня есть страховка, то все притензии, по выплатам, в том числе и касающихся недостающих средств разве не должны адресоваться напрямую в мою страховую, а не ко мне?

Народ, у кого есть опыт в таких дела, поделитесь. Так же не помешал бы юридический совет знающих.

Разбили машину на 70 тыс, а страховая выплатила 15 тыс.? У вас два варианта: либо платите сами за ремонт, либо читайте статью и получайте ещё 100 000 р.! Это Кулик Илья и сейчас вы узнаете что делать, если мало выплатили по ОСАГО.

Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.

Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.

Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.

При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.

Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.

Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.

С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.

Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?

Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.

Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.

См. также:   Ходатайство о приостановлении производства по уголовному делу

На различие результатов экспертизы также могут влиять:

  • Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
  • Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
  • Условия осмотра – сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.

Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.

Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.

В основном это делается по трём причинам:

  • Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения – в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
  • Износ деталей, подлежащих замене – данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
  • Расчет возмещений без учета УТС – утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.

Правила оформления страхового случая нужно соблюдать с момента его наступления: в случае ДТП, если оно не имело тяжелых последствий, вы должны определиться в каком формате его оформлять.

По новым правилам вы имеете право оформить ДТП:

  • По Европротоколу – без привлечения ДПС;
  • Классическим способом – с вызовом на место происшествия работников ДПС.

Эта возможность появилась с лета 2015 г. Суть Европротокола заключается в самостоятельном оформлении документации по ДТП.

Вот список критериев, которые позволяют инициировать Европротокол:

  • Пострадавших людей быть не должно;
  • Не более 50 тыс. руб. ущерба у пострадавшей стороны;
  • Не более 2-х машин, участвовавших в аварии;
  • ОСАГО есть у каждого участника аварии;
  • Отсутствуют разногласия сторон по вопросам виновности в ДТП.

Основным документом по Европротоколу является Извещение о ДТП – бланки прилагаются к полису. При неточностях в этом документе, СК может отказать в выплатах. Данное извещение оба участника ДТП обязаны предъявить страховщику в 5-дневный срок.

По классическому варианту участники вызывают на место происшествия ДПС и всю процедуру оформления берут на себя сотрудники полиции.

Они оформят:

  • Справку о ДТП (ф-154);
  • Схему ДТП;
  • Протокол об административном правонарушении (АП);
  • Объяснительные от водителей.

В справке о ДТП должны быть перечислены повреждения автомобилей. Если они значительны, то заполняется специальное приложение.

На практике сотрудники ДПС зачастую заполняют документацию небрежно, что потом может использоваться СК для уменьшения возмещения.

СК особенное внимание уделяют перечню повреждений в справке Ф-154. Поэтому к их выявлению и описи нужно подойти обстоятельно и не забывать фиксировать все на фото и видео.

Внимание! Если ДТП не имело серьезных последствий (ориентировочный ущерб не более 50 тыс. руб.), то на оживленных участках трассы водителям предписывается освободить проезжую часть еще до приезда сотрудников ДПС, если таковые были вызваны. За неисполнение данного требования на участников аварии налагается штраф.

До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.

У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.

Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.

Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.

В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант – дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.

Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна – нужны только эти документы (акт и заключение).

При проведении собственной независимой экспертизы водитель должен выбрать экспертов. Это обязано быть сертифицированное юридическое лицо – подобные услуги оказывают специализированные компании, лаборатории, техцентры или СТО, у которых в штате имеются техники-эксперты, имеющие специальную аккредитацию.

Экспертная компания (ЭК) организует инструментальную и юридическую сторону экспертизы, а техник-эксперт отвечает за квалификационный уровень проведенных технических работ – в этом разница между ЭК и ее техниками.

Ваши экспертные подрядчики должны иметь:

  • Сертификацию и госрегистрацию (в ЕГРЮЛ) – для экспертной компании;
  • Аккредитацию (в Федеральном реестре) – для техника-эксперта.

Обратите внимание на то, чтобы техник-эксперт имел аккредитацию и значиться в Федеральном реестре. Без этого его заключения не будут иметь юридической силы в суде.

В ближайшем будущем аккредитацию техников-экспертов можно будет проверить онлайн на сайте Минюста – сервис пока находится в разработке.

Проверить экспертную организацию на предмет благонадежности можно по следующим сервисам:

  • Реестр ФНС ЕГРЮЛ Egrul.Nalog.ru – факт наличия в списках, дата учреждения и т. п.
  • Судебный реестр Gcourts.ru – ссылки судов на отчеты экспертиз искомой организации.

Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.

Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается – это допустимая экспертная погрешность.

А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования – эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.

Как уже говорилось, СК может инициировать составление двух документов по обследованию вашего авто: акта осмотра и экспертного заключения.

Оба они могут пригодиться в дальнейшей борьбе за справедливость, но СК и эксперты редко когда сами предлагают их копии. И даже при прямой просьбе не факт, что вам пойдут на встречу. Особенно если на этот счет есть специальные указания.

Но вы имеете право ознакомиться с документами на месте осмотра, в процессе чего можно сделать их фотокопии на смартфон. Если же это не удалось, то нужно действовать официально.

На завершающем этапе страхового возмещения, СК должна вам выдать акт о страховом случае, где также должны присутствовать нужные расчеты. Но его нередко «забывают» отдать.

Если у вас нет ни одного документа, описывающего расчеты возмещения, то нужно написать заявление в СК с просьбой выдать следующие копии:

  • Акт осмотра ТС.
  • Акт о страховом случае.
  • Экспертное заключение.

В заявлении сошлитесь на «Правила ОСАГО» (пункты 4.23 и 3.11), дайте свои координаты для отсылки документации и попросите уведомить вас об их отправке по телефону.

В требованиях по доплате вы имеете право пропустить этап досудебной претензии (ДП) и сразу подать иск. В некоторых случаях подобная тактика будет оправдана, но обычно ДП не пренебрегают, тем более, что в суде, если дело на претензии не исчерпается, факт попытки досудебного урегулирования зачтется в вашу пользу.

ДП нужно составлять грамотно и желательно при помощи юриста. Вы должны ясно перечислить все требования и обосновать их с финансовой и законодательной стороны.

В ДП желательно поместить абзац, где вы извещаете страховщика о том, что в случае невыполнения требований на СК будет подан иск в суд с перечислением всех дополнительных выплат и компенсаций по судебному решению.

К ДП прилагается пакет копий документов, без которых она может быть признана не действительной.

Вот список требуемых копий:

  • Гражданский паспорт;
  • Страховой полис;
  • Документ на право собственности (ПТС или ДКП);
  • Справка о ДТП (форма 748);
  • Экспертная документация.

Все это и саму претензию нужно отправить на адрес СК заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если вы надеетесь поставить точку в споре со СК именно на данном этапе то имеет смысл отнести документы страховщику лично.

Образец досудебной претензии вы можете скачать по этой ссылке.

Эти жалобы необходимы для проверки СК контролирующими организациями. Вашу проблему это не решит, но совокупность подобных обращений повлияет на работу СК в общем.

  • Для РСА бланк жалобы можно скачать по этой ссылке.
  • Для ФССН бланк не требуется – обращайтесь в свободной форме по следующим контактам: Тел.: (495) 251-32-02. 125993, Москва, Миусская площадь-3. Е-mail: fssn@fssn.ru. Официальный сайт: ждать ответа от СК?На рассмотрение и ответ страховщику отводится 5 рабочих дней, но можно подождать дольше – 10-15, а можно намеренно потянуть с подачей иска в суд.

    Почему? Потому, что тогда в суде возможно стребовать пеню за каждый день неуплаты. Пеня эта составляет 1% от того, что должна вам СК, но увлекаться этим не стоит, т. к. при длительном затягивании с иском суд может усмотреть корыстный мотив и отказать или урезать пеню.

    Кстати! Срок давности подачи иска, с момента получения вами возмещения от СК, составляет 3 года.

    Какие возможны варианты ответов от СК на вашу претензию?

    Это может быть:

    • Согласие на выплату по претензии.
    • Частичный отказ в выплате.
    • Полный отказ.
    • Отсутствие ответа.

    Полная выплата по требованиям претензии бывает редко – СК чаще идет на частичное удовлетворение: погашает недоплату и стоимость независимой экспертизы, надеясь, что по остальным расходам, неустойкам, УТС и т. п. вы в суд обращаться постесняетесь.

    Полный отказ или отсутствие ответа означает, что страховщик готов с вами судиться.

    Без сомнения, есть!

    Судебный иск дает шанс получить со страховщика значительно большие деньги, чем просто справедливое возмещение.

    Например, допустим, что по проведенной вами независимой экспертизе сумма ущерба ТС составила 100 тыс. руб. К ней вы можете добавить:

    • 50 тыс. судебного штрафа за факт недоплаты;
    • 60 тыс. пени за 2 месяца неуплаты (берем по минимуму) – 1% от 100 тыс. за каждый день.
    • 5 тыс. компенсации морального ущерба.

    Итого: 215 тыс.! А ведь мы не посчитали еще утерю товарной стоимости, которую можно включить в иск, если параметры авто это позволяют.

    Разумеется, что сумма всех судебных и внесудебных издержек, относящихся к вашему иску, также будет учтена и оплачена.

    Как видите на подобных судах можно не просто взять свое, но и подзаработать.

    Внимание! На 2016 г. максимальная сумма страхового возмещения по ОСАГО за материальный убыток составляет 400 тыс. руб.

    Для суда вам потребуются все те документы, которые я перечислил в разделе о досудебной претензии, но к ним могут быть добавлены:

    • Извещение о дорожно-транспортном происшествии (копия);
    • Протокол об административном правонарушении (АП) (копия);
    • Постановление по АП – если есть (копия);
    • Доверенность на ведение дела – если требуется (оригинал);
    • Иные документы, могущие оказаться полезными – например, показания свидетелей и т. п.

    Кроме этого вам нужны все бумаги, подтверждающие факт затрат, связанных со страховым случаем.

    Сюда может входить:

    • Договор о независимой экспертизе;
    • Квитанции платежей по возмещению от СК;
    • Все остальные квитанции и договоры по материальным затратам.

    Наш вопрос может решаться в двух судах:

    • Районном
    • Мировом

    В большинстве случаев дела о недоплате по ОСАГО рассматриваются мировыми судами. Почему? Потому, что именно они, согласно Гражданскому процессуальному кодексу, отвечают за тяжбы по имущественным спорам (ГПК РФ ст. 23, п. 5).

    Районные суды также могут рассматривать такие дела, но только если сумма иска будет свыше 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), а это для ОСАГО маловероятно.

    А в какой именно мировой суд нужно обращаться?

    Согласно ст. 28 (ГПК), истец должен обращаться с иском в суд по месту регистрации ответчика. Однако, согласно ст. 29, п. 2 (ГПК), при наличии в населенном пункте истца филиалов юрлица-ответчика, иск можно подавать по месту нахождения этого филиала, т. е. по месту жительства истца.

    Дело о доплате по ОСАГО желательно отдать в надежные руки, т. к. от этого зависит размер дополнительных возмещений. Лучше не соглашаться сразу на предложение услуг физлицом или юридической фирмой, а разузнать об их репутации и профессиональном уровне.

    По части формата ведения дела для вас есть 4 возможных варианта:

    • Бороться самостоятельно – это совершенно ненужная экономия. Почему? Потому, что если ваше дело стоящее, то за его ведение профессионалом вам не придется платить ничего.
    • Представитель – лучше всего нанять судебного представителя. Потому, что обычно по делам ОСАГО они не берут предоплаты, а часто и вовсе согласны на вознаграждение по положительному результату или на определенный процент от него. Представитель все сделает за вас – останется получить на руки деньги. Сколько берут эти специалисты? На сегодня в среднем 7-15 тыс. руб., в зависимости от квалификации.
    • Юрист – нанимать юриста, имеющего более высокий процессуальный и профессиональный статус, стоит только в сложных случаях, а по сути особой разницы между представителем и юристом нет.
    • Скупщики дел – этот вариант может заинтересовать тех, кто готов уступить свою тяжбу независимым профессионалам, зарабатывающим на раздувании всяческих возмещений. В деле вы участвовать не будете вообще. Обычно это юридические компании и деньги они вам предложат сразу из своего кармана, взамен на доверенность по ведению иска и получению всего возмещения. Вы им фактически продаете свою головную боль. Отзывы о подобных схемах вполне положительны.

    Исковое заявление – главный документ вашего дела, и он должен быть составлен максимально грамотно. Лучше доверьте его написание специалисту.

    Но все же вам будет полезно знать в каком порядке оно составляется.

    Итак, сперва идет шапка документа, в которой вы указываете:

    • Кому адресовано заявление – мировому судье такому-то, № участка такой-то, адрес участка.
    • От кого поступил иск – ваше ФИО и адрес.
    • Наименование и адреса ответчика – обычно у юрлица несколько адресов.
    • Сумма иска – госпошлина указывается отдельно от суммы иска.

    Далее идет название (Исковое заявление), подзаголовок (О взыскании части страхового возмещения) и тело заявления. Тело иска должно включать:

    • Обстоятельства произошедшего ДТП;
    • Статус ДТП – имели ли место административные нарушения;
    • Виновник ДТП и основания его виновности;
    • Последствия ДТП;
    • Данные о страхователе виновника ДТП;
    • Данные о выплаченном возмещении;
    • Основания по недоплате – данные независимой экспертизы;
    • Законодательные обоснования требуемых доплат – статья закона, пункты, раздел;
    • Расчет по основному возмещению недоплаченной страховки;
    • Расчет по дополнительным выплатам;
    • Расчет по требуемым неустойкам;
    • Расчет по понесенным издержкам.

    В заключительной части ставится подзаголовок (Прошу) и под ним выражается требование о взыскании рассчитанной суммы.

    Ниже помещается список прилагаемой документации, и завершает иск дата с подписью истца.

    Образец искового заявления можно скачать по этой ссылке.

    В заключение я перечислю основные законодательные акты, согласно которым осуществляется судебное производство о недоплате по ОСАГО.

    Прежде всего это:

    • Федеральный Закон об ОСАГО (ФЗ № 40);
    • Гражданский кодекс Российской Федерации (ФЗ № 51);
    • Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1);
    • Гражданский Процессуальный кодекс (ФЗ № 138);
    • Правила ОСАГО (ПС № 263).

    Заниматься самостоятельными расчетами сумм для судебного иска не стоит, т. к. можно не совладать с цифрами или не учесть каких-то параметров по незнанию.

    Рекомендую предоставить это специалисту. Если он работает в прямой заинтересованности от результата и суммы иска, то будьте уверены – подсчитано будет все до последней мелочи.

    Что может входить в сумму судебного иска я уже перечислял выше. А тут уточню, что по взысканию со страховщика неустоек могут возникнуть проблемы, зависящие уже от состава суда.

    Нанятый специалист, при подготовке искового заявления, должен составить к нему дополнение с расчетами и обоснованиями сумм пени в отдельном документе. Если пеня вообще подлежит взысканию, конечно.

    Из-за разночтений судебными инстанциями положений ст. 7 Закона об ОСАГО есть несколько формул расчета пени, которые я не буду тут приводить, чтобы не усложнять ненужными подробностями чтение. Просто знайте, что сумма пени, несмотря на с виду легкое ее вычисление (1% в день просрочки), может существенно отличаться от предполагаемой.

    В завершение статьи я озвучу актуальные на 2016 год лимиты по страховым выплатам ОСАГО.

    На сегодня максимальные суммы выплат составляют:

    • За материальный убыток каждому пострадавшему в ДТП – до 400 тыс. руб.
    • За материальный убыток по Европротоколу одному пострадавшему – до 50 тыс. руб.
    • За ущерб здоровью и жизни каждому пострадавшему – до 500 тыс. руб.
    • Возмещение близким родственникам погибшего – до 475 тыс. руб.
    • Возмещение дальним родственникам погибшего – до 50 тыс. руб.

    Основание: ФЗ № 40 и ФЗ № 223.

    Заключение

    Что ж, к завершению статьи вы поняли, что недоплаты по ОСАГО явление частое, но исправимое. Результат зависит от целей: при желании вы можете остаться при своем или с неплохим «наваром» – главное действовать обстоятельно и стараться не нарушать правила, а тем более законы.

    Были ли у вас случаи недоплат страховщика по ОСАГО? Если есть желание, вы можете описать проблему и то, как вы ее решали в комментариях – это поможет начинающим автомобилистам. А если у кого-то возникли вопросы по теме статьи, то не стесняйтесь – задавайте их там же, я обязательно отвечу всем.

    Ну ка, расскажите ка мне свою историю выбивания недостающих денег из страховой! Вопросы по теме также задавайте — отвечу.

    Видео-бонус: 10 желанных профессий прошлого. Уверен, что на каком-то этапе подумаете: «не может быть!

    Делитесь моей статьёй во Вконтакте или где вы там сидите. Буду признателен. Также оформляйте подписку на новые статьи. Пока!

См. также:   Какие документы нужны для получения социальной пенсии?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: