Ответственность за неуплату пени по налогу

Согласно законодательства РФ физические лица уплачивают следующие виды имущественных налогов на основании налогового уведомления (НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409): налог на имущество физических лиц; транспортный налог; земельный налог.

Из данной статьи вы сможете узнать какие штрафы и пени за неуплату налогов в срок по налоговому уведомлению взимаются с налогового резидента РФ.

  • Сроки уплаты налогов согласно законодательству
  • Что такое пени за неуплату налогов в срок
  • Какой возможен штраф за неуплату налогов
  • Последствия неисполнения требований налоговой инспекции
  • Что делать если не пришло налоговое уведомление

ответственность за неуплату пени по налогу

С 2015 года установлен срок уплаты имущественных налогов не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным периодом. То есть, если налоги платятся за 2017 год, уплатить их следует не позднее 1.12.2018 года. До 2015 года срок был другим: не позднее 01.10 следующего года. Само уведомление должно быть выслано налогоплательщику не позднее чем за 30 рабочих дней до указанного срока (НК РФ, п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 52, п.п. 1, 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п.п. 1, 2 ст. 409, Письмо ФНС РФ № БС-4-11/48@ от 11 января 2016 г.).

Кроме имущественных налогов, физические лица должны уплатить также налог на доходы физлица на основании отдельного налогового уведомления. Срок уплаты НДФЛ, который налоговый агент не смог удержать, о чем известил налогоплательщика и ФНС, также не позднее 1 декабря следующего за отчетным года (НК, ст. 216, пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228, Закон № 396-ФЗ от 29 декабря 2015г., ч. 8 ст. 4).

Факт неуплаты или несвоевременной уплаты налогов по присланному налоговому уведомлению карается следующими санкциями:

  • Начислением пеней на сумму недоплаченного налога;
  • Штрафом;
  • Взысканием недоимок, то есть задолженности по налогам, штрафов и пеней через суд.

Если налог платится не вовремя или вовсе не платится, на сумму задолженности начисляются пени за неуплату налогов в срок (НК РФ, п. 1 ст. 75). Требование об уплате недоимки по налогу и пеней высылается в ваш адрес налоговой инспекцией в случае неуплаты налога в положенный срок. В требовании будет указана сумма задолженности по налогу, срок уплаты налога, размер пеней на день направления требования в ваш адрес, срок исполнения данного требования и меры по взысканию, которые будут применены к вам в случае его неисполнения.

Стандартный срок уплаты сумм, указанный в требовании, составляет 8 рабочих дней, если только в требовании не указан более длительный срок (НК РФ, п. 4 ст. 69).

Примечание: если требование направляется по почте (заказным письмом), налоговая инспекция считает его полученным по истечении шести дней с момента отправления (НК РФ, п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69).

Пени можно рассчитать по формуле (НК РФ, п.п. 3, 4 ст. 75):

Сумма пеней = задолженность по налогу * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в это время.

Каков размер ставки рефинансирования? С 1 января 2016 года ставка рефинансирования Банка России приравнена к значению ключевой ставки БР. С 26 марта 2018 г. равна 7,25, согласно Информации Банка России от 23.03.2018 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б. п., до 7,25% годовых».

 Какой возможен штраф за неуплату налогов

Неуплата налога грозит ответственностью в виде штрафа. Штрафы за неуплату налогов в срок имеют размер  20% от задолженности по налогам в обычном случае и 40%, если налоговая инспекция располагает доказательствами того, что налог неуплачен умышленно. Срок ответственности за неуплату налога составляет три года с момента окончания отчетного года, за который следовало уплатить налог (Информация ФНС РФ «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности»; НК РФ, п. 1 ст. 113, ст. 122).

ответственность за неуплату пени по налогу

Для того, чтобы привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов, налоговая инспекция должна располагать доказательствами совершения правонарушения, а именно: документами о законном исчислении налога в адрес налогоплательщика, документами о направлении в адрес налогоплательщика налогового уведомления и подтверждением получения налогоплательщиком уведомления с датой его получения.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения в срок требований налогового органа он может подать заявление в суд для принудительного взыскания задолженности по налогу за счет имущества должника, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банке и наличных денег.

НК РФ в п. 2 ст. 48 определил, что если налог налогоплательщик не платит, то после прохождения трех лет с момента истечения срока исполнения самого раннего требования налоговой инспекции об уплате налога и достижения общей суммы задолженности с учетом сумм задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам и страховым взносам суммы более 3000 рублей налоговая инспекция должна в течение 6 месяцев с этого момента подать заявление в суд.

Если же сумма задолженности не превышает 3000 рублей, то заявление в суд должно быть подано в течение 6 месяцев с момента истечения срока в три года с момента неисполнения первого требования налоговиков.

Налоговый орган подает заявление мировому судье (по месту жительства налогоплательщика). Если требования налогового органа являются бесспорными, судебный приказ по требованию выносится без судебного разбирательства и без вызова сторон (см. КАС РФ, п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч.2 ст. 123.5).

Повлиять на эту ситуацию налогоплательщик вправе, представив свои возражения на предъявленные ему требования налогового органа. Это можно сделать или до вынесения судебного приказа (тогда в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано), или в срок до 20 дней с момента направления копии вынесенного судебного приказа налогоплательщику (тогда вынесенный судебный приказ отменяется). После этого и после направления административного искового заявления со стороны налоговой в суд назначается судебное разбирательство (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 года (п. 49) и КАС РФ (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. 286, 289).

ответственность за неуплату пени по налогу

В Письмах ФНС РФ № ГД-4-8/18401@ от 21 октября 2015 г. (п.п. 6.9) и ГД-4-8/22302@ от 24 ноября 2016 г. указано, что Налоговый орган вправе проинформировать работодателя налогоплательщика, допустившего задолженность по уплате налога, о его неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 1 июня 2016г. Так же налоговый орган может направить исполнительный документ о взыскании задолженности работодателю или другому лицу, осуществляющему в адрес налогоплательщика периодические выплаты (пенсию, стипендию и др.).

Если налогоплательщик, у которого есть облагаемое налогом имущество, не получает налоговое уведомление, он должен выяснить причину этого в налоговой инспекции (по месту его жительства или по месту нахождения имущества). Этот вопрос можно решить как личным обращением в ФНС, так и через личный кабинет сайта ФНС РФ (Письмо ФНС РФ № БС-4-21/21044@ от 07 ноября 2016 г. и п.п. 1, 5 ст. 83 НК РФ).

Так же в обязанность налогоплательщику вменяется представить сообщение в налоговый орган о каждом объекте налогообложения, по которому он не получил налогового уведомления. Срок представления такого сообщения – до 31 декабря следующего за отчетным периодом года. Исключение: сообщение не представляется в случае, когда налоговое уведомление не получено в связи с налоговой льготой или когда ранее такое уведомление уже получалось (см. п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

До конца 2016 года действовала льгота, которая позволяла в случае, когда налогоплательщик не получил налоговое уведомление, уплатить его только за 2016 год.

Однако в 2018 году эта льгота уже не действительна, поэтому, при отправке в налоговую сообщения о имеющихся объектах налогообложения налог на них будет рассчитан за три предшествующих года, только если право собственности на эти объекты возникло не позже, чем три года назад. (См. Информацию ФНС РФ и Закон № 52-ФЗ от 02 апреля 2014 года, ч. 5 ст. 7, а также НК РФ (абз. 4 п. 2 ст. 52).

Также налоговое уведомление не отправляется в случае, когда сумма начисленного налога составила менее 100 рублей. Но если за три предшествующих года сумма налога составила менее 100 рублей, налоговое уведомление будет отправлено, поскольку в противном случае, налоговый орган теряет право его направить, поскольку три года уже заканчиваются (НК РФ, п. 4 ст. 52).

В случае прострочки по уплате налога на имущество налогоплательщику начисляется пеня. Пеню начисляют за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты.

Как правило, квитанцию об уплате пени за несвоевременную уплату налогов присылает налоговая инспекция. В статье 70 НК РФ указано, что налоговый орган составляет требование об уплате налога, пеней, штрафов:

— не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки;

— в течение 10 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.

«Согласно ст. 122 НК РФ за неуплату налога на имущество грозит штраф до 20% от суммы налога, а если налог не был уплачен умышленно (по мнению налогового органа) — до 40%. За неуплату пени штраф как таковой не грозит, но их размер будет только увеличиваться до полной оплаты», говорит юрист Сергей Кормилицин.

Могут ли взыскать пени принудительно?

Да, могут. Если в налоговой выявят задолженность по налогу, то в течение 3 месяцев с момента обнаружения (п. 1 ст. 70 НК РФ), налогоплательщику выставят требование об уплате налога, в котором должны быть сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Для взыскания пеней за несвоевременную уплату налога применяются те же правила, что и для взыскания задолженности по налогу (п. 9 ст. 46 НК РФ).

Если налог не был уплачен в добровольном порядке, он может быть взыскан принудительно со счетов налогоплательщика в банке или за счет иного имущества, но не позднее 2 месяцев после истечения срока, установленного в требовании (ст. 46 НК РФ).

Спустя два месяца требование по взысканию считается недействительным и исполнению не подлежит.

Налоговая может обратиться в суд с иском об уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

По законодательству РФ наказанием по налоговым преступлениям может быть как небольшой штраф, так и  значительный срок лишения свободы, а к уголовной ответственности за неуплату налогов иногда могут привлечь даже за неоплаченный налог при продаже квартиры. О том, к кому и когда могут быть применены санкции налогового законодательства, кого привлекают к административной ответственности и когда возбуждается уголовное дело о налоговом преступлении, расскажем в этой статье.

Основным признаком налоговых правонарушений такого рода является противоправность деяния лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных федеральным законодательством РФ. Такое деяние может быть выражено как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации – следовательно, неперечисление денежных средств государству).

Необходимо отметить, что общие условия ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное НК РФ. Основные принципы привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ, из которой следует, что перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий, в противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.

Ответственность может наступить только в том случае, если есть решение налогового органа, вступившее в законную силу, в котором зафиксировано нарушение законодательства о налогах и сборах. Такое решение выносится по итогам проверки (выездной или камеральной), организованной ИФНС, оно может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд. Только в том случае, если судом решение было признано законным, можно вести речь о привлечении к ответственности налогоплательщика.

За нарушение требований НК РФ, связанных с обязанностью платить налоги, может наступить:

  • налоговая ответственность (то есть финансовая – на основании статей НК РФ, в отношении любых налогоплательщиков);
  • административная ответственность (в соответствии с КОАП РФ, в отношении должностных лиц и в отдельных случаях — граждан);
  • уголовная ответственность (по статьям УК РФ, в отношении как физических лиц, так и представителей организаций).

Кроме того, вне зависимости от вида ответственности, в отношении виновного лица может быть инициирована принудительная процедура взыскания долгов, образовавшихся в результате неуплаты, в доход государства.

Налогоплательщик не обязан доказывать свою непричастность к совершению им налогового правонарушения, обязанность подтвердить его вину возлагается на сотрудников инспекции. В налоговом праве, как и в уголовном или административном, любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого проводится проверка. Вина нарушителя, допустившего неуплату налогов, может быть в форме:

  • умысла (намеренное игнорирование требований НК РФ);
  • неосторожности (виновный должен был осознавать противоправность своих действий и предвидеть наступление негативных последствий, но по каким-то причинам не был достаточно внимательным к соблюдению требований закона).

Пример №1. Некрасов А.Л. много лет сдавал свое жилье в аренду и тем самым имел постоянный доход, но налог не уплачивал, хотя прекрасно знал о необходимости исчисления и уплаты 13%-го налога на доход. В данном случае Некрасов А.Л. подлежит ответственности (налоговой или уголовной, в зависимости от признаков деяния), поскольку действовал умышленно.

Пример №2. Покрынов И.М. также сдавал свою однокомнатную квартиру внаем, сразу на 2 года. Покрынов был законопослушным налогоплательщиком, поэтому прямо в договоре аренды он предусмотрел пункт, согласно которому арендатор был обязан перечислять 13% от цены договора по указанным в тексте реквизитам, тем самым оплачивать налог за Покрынова И.М. Таким образом, в общую стоимость арендной платы уже была включена сумма подоходного сбора. В 2016 году Покрынов И.М. проверил поступление денежных средств в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС, а в 2017 году проверять не стал. Между тем, за 2016 год налог на доход от сдачи внаем квартиры Покрынова И.М. поступил в бюджет не в полном объеме – за последние 2 месяца отчетного года арендатор не перечислял средства, в нарушение того самого пункта договора аренды. Таким образом, Покрынов И.М. не имел прямого умысла на неуплату налога, но при должной внимательности он обязан был последствия в виде неполного поступления платежей предотвратить. В данном случае поведение Покрынова неосторожное, и он несет ответственность (в приведенной ситуации – налоговую).

Следует знать об обстоятельствах, которые исключают вину в совершении налоговых нарушений, в том числе и связанных с неуплатой:

  • вынужденность действий, нарушающих закон, вызванная стихийным бедствием или иным чрезвычайным событием, не зависящим от воли человека;
  • совершение правонарушения физическим лицом, психическое или физическое состояние которого сделало невозможным соблюдение законных требований норм закона;
  • нарушение НК РФ вследствие некомпетентных консультаций представителей ИФНС или других уполномоченных органов государственной власти.

Конечно, перечисленные объективные причины должны быть подтверждены определенными доказательствами (стихийное бедствие – соответствующими службами, сообщением в СМИ; болезненное состояние – медицинскими документами, экспертизой и т.д.).

Санкции за нарушение требований НК не могут быть применены, если прошел срок давности (3 года) с момента совершения правонарушения.

Стоит подробнее остановиться на вопросе исчисления срока давности по уплате налогов: здесь есть свои особенности. Так, в 2016 году ФНС России разместила на своем официальном сайте разъяснения, касающиеся подсчета сроков давности по налоговым правонарушениям. Три года необходимо отсчитывать с первого дня, следующего за периодом налоговой отчетности. Поскольку сроки по предоставлению деклараций в ИФНС разные в зависимости от вида налогообложения, давность в том или ином случае может быть разной.

Пример №3. В соответствии с нормами НК РФ, срок уплаты налога на имущество за 2017 год ограничен 1-ым декабря следующего года, то есть 01.12.2018. Таким образом, со 2-го декабря 2021 года привлечь к ответственности гражданина невозможно, поскольку истек трехлетний срок давности (со 2 декабря 2018 по 2 декабря 2021 года).

В соответствии со статьей 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Примечательно, что в случае, когда организация отвечает перед налоговым законодательством за неуплату сборов, данный факт не исключает привлечения к административной или уголовной ответственности его руководителя.

Налоговая ответственность предполагает финансовые санкции, то есть штрафы, которые могут быть назначены по решению налогового органа, выявившего вышеуказанные нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. Напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить только суд.

В соответствии с НК РФ, основными видами налоговых правонарушений, связанными с непоступлением налоговых платежей в бюджет, являются:

  1. Деятельность ИП или организации без постановки на учет в ИФНС – по сути, это скрытая неуплата налогов, за это может наступить ответственность в виде санкции в размере 10% от дохода за неучтенный период (но не меньше 40000 рублей) – ч. 2 ст. 116 НК РФ.
  2. Существенные нарушения правил исчисления доходов и расходов, объектов налогообложения (штраф 10000-30000 рублей) – ст. 120 НК РФ.
  3. Непредоставление в ИФНС декларации и иных сведений, обязательных для налогового контроля – один из часто используемых способов не платить государству, штраф за такое бездействие может быть в виде 5% от суммы, подлежащей декларированию, за каждый месяц, но не более 30% и не менее 1000 рублей — ст. 119 НК РФ.
    Пример №4. Карпов Е.Н. продал свою машину, находившуюся в его владении менее 3 лет, но декларацию не подал. На основании решения ИФНС Карпов может быть привлечен к ответственности по указанной статье, если стоимость проданного автомобиля превышает 250000 рублей.
  4. Полная неуплата или частичная уплата налогов – может быть применена санкция в виде штрафа от 20 до 40% от неоплаченной суммы.
    Пример №5, в случае неуплаты транспортного налога (за 2017 год необходимо произвести оплату до 1 декабря 2018 года), налоговые органы начислят пени и могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. Если сумма налога, к примеру, составила 10000 рублей, то штрафная санкция может составлять 2000 рублей. При наличии доказательств прямого умысла налоговики могут наложить штраф в размере 4000 рублей.
  5. Нарушение налоговым агентом требований закона об удержании сумм из дохода (например, неуплата НДФЛ — за это предусмотрен штраф в размере 1000 рублей за каждый месяц отчетного периода).
  6. Отказ предоставить налоговикам документы, указанные в запросе, а равно непредоставление сведений о налогоплательщике – правонарушение такого рода может быть как в форме официального отказа предоставить истребуемые документы, так и в виде уклонения от исполнения запроса. Штраф для организаций и ИП в таких случаях составляет 10000 рублей, для физических лиц – 1000 рублей.
См. также:   Ответственность за непостановку на воинский учет

По характеру перечисленные нарушения налогового закона так или иначе связаны с неуплатой налогов и сборов. Так, если ИП предоставляет искаженный отчет о доходах в ИФНС, в большинстве случаев это и есть способ неуплаты налога – то есть, имеются основания для финансовой санкции.

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же: презумпция невиновности, за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз, все сомнения толкуются в пользу лица, обязателен к соблюдению порядок привлечения по КОАП РФ. Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КОАП РФ.

По административному законодательству привлекаться к ответственности могут должностные лица, что не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных правонарушений, содержащихся в главе 15 КОАП РФ, не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6), речь идет только о должностных лицах, наделенных определенными функциями по распоряжению, управлению имуществом, ведению отчетности, в соответствии со ст. 2.4 КОАП РФ.

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении, который составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, результатом которой стал протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд в случае несогласия.

Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:

1. нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган – статьей 15.3 КОАП РФ предусмотрен штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам, когда нарушение срока не превышает 2-3 недель, может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции.

Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

2. нарушение сроков отчетности (то есть, подачи декларации) в ИФНС — статьей 15.5 КОАП РФ предусмотрена сравнительно мягкая санкция – предупреждение или штраф 300-500 рублей. Обычно виновным по данной норме признается главный бухгалтер или другое должностное лицо, на которого возложена функция предоставления декларации в инспекцию. Напомним, что физические лица несут ответственность за те же действия на основании ст. 119 НК РФ.

3. отказ в предоставлении документов, необходимых сотрудникам ИФНС для осуществления контроля за своевременностью и правильностью исчисления и уплаты налогов – за это статьей 15.6 КОАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 300-500 рублей (в отношении должностного лица госоргана – до 1000 рублей). Кроме того, в части 1 ст. 15.6 КОАП РФ отдельно предусмотрен штраф и для физических лиц, в том числе и предпринимателей — 100-300 рублей.

Суть правонарушения заключается в необоснованном отказе полностью или частично предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В целях истребования документации Налоговым кодексом РФ предусмотрена специальная процедура – налогоплательщику вручается уведомление о предоставлении сведений в срок 10 суток со дня получения такого уведомления.

После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются положения ст. 15.6 КОАП РФ. Административное производство возбуждается и в том случае, когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.

4. существенные нарушения в ведении бухучета – за это статьей 15.11 КОАП РФ предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (от 10000 до 20000 рублей при повторном в течение года нарушении аналогичного характера). Речь идет о несоблюдении требований Федерального закона РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающихся оформления первичных учетных и иных документов.

В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КОАП РФ, если такие действия повлекли искажение отчетности более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КОАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.

Вопрос:
Как быть, если штатного бухгалтера в организации нет и отчетностью занимается сторонний специалист, работающий по договору?

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КОАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за организацией работы предприятия в целом.

Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КОАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.

Те, кто не платит налоги, могут стать обвиняемыми по следующим статьям УК РФ:

  • 198 – уклонение от уплаты налогов со стороны физического лица;
  • 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов со стороны представителя юридического лица;
  • 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.

За совершение любого из перечисленных деяний может быть привлечено к уголовной ответственности лицо, которому больше 16 лет. Впрочем, судебная практика не располагает примерами осуждения несовершеннолетних граждан по данным статьям уголовного закона.

Ранее мы указывали, что любого рода ответственность за неуплату налогов может наступить по решению налогового органа. Для уголовной ответственности решение ИФНС тоже необходимо. Так, инспекция обязана направлять информацию о выявленной неуплате в следственные органы, если соблюдены одновременно четыре условия:

  1. решение о привлечении к налоговой ответственности принято и вступило в законную силу;
  2. налогоплательщика уведомили об обязанности уплаты налога с пенями в установленный срок;
  3. после истечения срока, установленного в уведомлении, прошло 2 месяца;
  4. установлен крупный или особо крупный размер неоплаченной суммы.

Инспекция обязана направить сведения в правоохранительные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушений, после чего следственный орган выносит постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении.

Обвиняемым по ст. 198 УК РФ может стать только физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат и т.д.). Субъектом этого преступления не может быть должностное лицо.

Неуплата налогов по данной статье влечёт возбуждение уголовного дела, если (альтернативно):

  • в ИФНС не предоставлена налоговая декларации или другая документация (выписки из книг учета, книг продаж, журнала учета хозяйственных операций, расчетные ведомости и т.д.), подача которых в государственные органы обязательна;
  • декларация представлена, но она содержит заведомо ложные сведения, в результате которых подтверждена недоплата.

Кроме того, обязательным признаком уголовного состава преступления является определенный размер неуплаченной суммы – это может быть крупный или особо крупный размер.

Вопрос:
С какой суммы наступает уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ?

Крупным размером признаётся сумма неперечисленного налога свыше 900000 рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 10 % от общей в совокупности (или налоговая база превышает 2700000 рублей).

Особо крупным размером признаётся сумма свыше 4500000 рублей за три финансовых года, если эта сумма более 20% от общей в совокупности (или налоговая база превышает 13500000 рублей).

Если сумма неуплаченных налогов не достигает крупного или особо крупного размера, то в отношении лица наступает налоговая или административная ответственности, уголовного дела возбуждено быть не может.

Для преступления по ст. 198 УК РФ, как и для других налоговых преступлений, важно установление периода, который предусмотрен законодательством для подачи декларации по тому или иному налогу. За неуплату можно привлечь по УК РФ, только если физическое лицо не исполнило перечисление на дату, следующую за таким периодом.

Пример №6. Согласно ч.2 ст.346.23 Налогового кодекса РФ, индивидуальный предприниматель обязан подать в ИФНС декларацию УСН (Упрощенная система налогообложения) до 30 апреля года, следующего за годом отчетности. Если на протяжении трёх лет подряд индивидуальный предприниматель такую декларацию подавал с ложными сведениями (или не подавал вовсе) и сумма неуплаты на 1 мая составляет более 900000 рублей, он подлежит ответственности по ст. 198 УК РФ.

Отметим, что во внимание берутся те три года, которые следуют подряд один за другим.

Физическому лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 100000 рублей до 300000 рублей или лишения свободы до одного года (по части 1 ст. 198 УК РФ – когда сумма неоплаты соответствует крупному размеру);
  • штрафа в размере от 200000 рублей до 500000 рублей или лишения свободы до 3-х лет (по части 2 ст.198 УК РФ – когда сумма неоплаты является особо крупным размером).

Пример №7. Примером уголовного дела по ст.198 УК РФ могут служить следующая ситуация. На протяжении трёх лет Иванов К.Е. Сдавал собственную квартиру в городе Москва, оплата в месяц составляла 250000 рублей, свой доход при этом Иванов не декларировал и налог не платил. ИФНС, в случае обнаружения такого факта, вправе вынести соответствующее решение и потребовать уплаты не только основной суммы налога за сдачу квартиры, но и штрафов и пени. Если Иванов не сделает этого, он может быть привлечён к уголовной ответственности по ч.1 ст. 198 УК РФ, поскольку за три года неуплаченный налог составит 1170000 рублей (250000 руб. Х 12 мес. Х 3 года Х 13%), то есть свыше 900000 рублей.

В редких случаях граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности с наказанием в виде штрафа и за неуплату налогов с продажи квартиры или иной недвижимости, если все признаки преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (период, сумма, умысел) подтверждены собранными доказательствами.

Важный момент: если декларация подана в срок и содержит достоверный данные, но налог не уплачен, уголовная ответственность исключена. Здесь можно вести речь только о применении п.п. 1,3 ст. 122 НК РФ (штраф в размере 20% или 40% от общей суммы недоплаты).

Кроме того, уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом не может наступить в том случае, когда признаки состава преступления подтверждены, но виновный уклонился от уплаты налогов впервые и при этом полностью оплатил все, включая пени и штрафы. Если к моменту полной оплаты дело уже было возбуждено, оно должно быть прекращено. Таким образом, законодатель даёт возможность избежать судимости лицу, которое раскаялось и согласилось с предъявленным обвинением, погасив все налоговые долги.

В соответствии со ст. 199 УК РФ, привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов можно следующих лиц:

  • руководителей организации-налогоплательщика (например, директора ООО);
  • главного бухгалтера (или обычного бухгалтера, если штат организации не предусматривает должности главбуха);
  • других лиц, которые фактически выполняют роль руководителя или бухгалтера, обязаны подписывать документацию, направляемую в адрес ИФНС.

В некоторых случаях по данной статье УК РФ могут быть привлечены и рядовые сотрудники юридического лица, оформляющие документы бухучёта – в случае, если они вносили в них ложные сведения для умышленного уклонения от уплаты организацией законных удержаний. В таких ситуациях эти люди признаются пособниками в совершении преступления.

Исходя из практики, по ст. 199 УК РФ часто возбуждаются и расследуются дела по фактам неуплаты налога на прибыль или НДС.

Признаки этого преступления аналогичны признакам ст. 198 УК РФ, за исключением значений крупного и особо крупного размеров. По ст. 199 УК РФ законодатель предусмотрены следующие суммы, с которых начинается ответственность за неуплату налогов юридическим лицом:

  • крупным размером признаётся сумма свыше 5 млн. рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 25 % от общей в совокупности (или налоговая база превышает 15000000 рублей).
  • особо крупным размером признаётся сумма свыше 15000000 рублей за три финансовых года, если эта сумма более 50% об общей в совокупности (или налоговая база превышает 45000000 рублей).

Если субъект преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, признан виновным, ему может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере 100000-300000 рублей, а также лишения свободы на срок до 2-х лет (по части первой, при неуплате суммы в крупном размере);
  • штрафа в размере 200000-500000 рублей, а также лишения свободы на срок до 6-ти лет (по части второй, при неуплате суммы в особо крупном размере и/или при совершении преступления в составе группы лиц по предварительному сговору).

Кроме того, осуждённому по обеим частям статьи может быть назначено дополнительное наказание в виде запрета занимать определенные должности (в частности, руководящие или связанные с ведением бухгалтерского учета), сроком до 3-х лет.

Аналогично статье 198 УК РФ, руководитель организации не может быть привлечён к уголовной ответственности, а возбужденное дело подлежит прекращению в случае, когда долг по сборам уплачен в полном объеме, включая пени и штрафы.

В соответствии со ст. 199.1 УК РФ обвинение может быть предъявлено налоговому агенту — им может быть индивидуальный предприниматель, а также должностное лицо организации любой формы, которое обязано исчислять и удерживать, а также перечислять налог (например, подоходный) за налогоплательщика, но из личной заинтересованности не сделал этого.

Преступление считается совершенным с момента неперечисления в тот срок, который установлен требованиями НК РФ, наказание и значения размеров недоплаты аналогичны описанию, которое содержится в статье 199 УК РФ.

В уголовном праве существует общая норма, регулирующая вопросы давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от категории преступления. Когда срок давности истекает, преследование лица прекращается (если оно не начиналось – дело не возбуждается).

Так, статья 78 УК РФ предусматривает, что по делам небольшой тяжести (то есть, по ч.1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ, ч. 1 ст. 199 УК РФ, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) давность составляет 2 года. По тяжким преступлениям, к которым относятся деяния, квалифицированные по ч. 2 ст. 199 УК РФ, этот срок составляет 10 лет. Применительно к налоговым преступлениям течение давности рассчитывается от даты, следующей за последним днем периода отчетности.

Пример №8. Последний день сдачи отчетности по НДС за 1 квартал 2018 года – 25 апреля 2018 года. Если за предыдущие 3 года фигурант по делу не сдавал отчетность за все периоды, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 198 УК РФ (если неуплата составляет 900000 рублей). Вместе с тем, если следствие по делу затянется и в 2020 году еще не состоится приговор, обвиняемый после 25.04.2020 года может заявить о прекращении дела в связи с истечением срока давности, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ (то есть, по прошествии 2-х лет со дня окончания последнего периода отчетности). В зависимости от стадии, на которой будет находиться разбирательство, судом или органами следствия дело будет прекращено.

Обвинительный приговор, а также прекращение дела по нереабилитирующим основаниям (по амнистии, деятельное раскаяние и т.д.) не освобождают лицо от уплаты налогового долга и всех дополнительных начислений. Обычно в уголовном деле уже находится иск от имени ИФНС или прокуратуры, решение по которому принимается вместе с вынесением приговора по делу.

Таким образом, уголовная ответственность лиц, уклоняющихся от уплаты налогов – это крайняя мера, когда все меры к соблюдению налогового законодательства государством уже исчерпаны. Отметим, что достаточно лоялен к налоговым неплательщикам и уголовно-процессуальный закон. Так, в соответствии с правилами ст. 108 УПК РФ, обвиняемому в совершении преступления в сфере налогообложения заключение под стражу как мера пресечения на период следствия может быть применена только в исключительных случаях, специально предусмотренных законом (отсутствие постоянной регистрации на территории РФ, не установлена личность, объявление в розыск или неоднократное нарушение ранее избранной меры пресечения).

Ответственность за неуплату налогов. Неуплата налогов: наказание в виде штрафов и пени

Обязанность платежей по установленным налогам и сборам в России законодательно закреплена как для юридических, так и физических лиц. Ответственность предусмотрена в отношении всех без исключения случаев, будь то неуплата налога за квартиру гражданином в срок или целенаправленное занижение рассчитываемой суммы к оплате при исчислении налога организации на прибыль. Налогоплательщик, умышленно или случайно проигнорировавший или просрочивший исполнение своих обязательств, считается правонарушителем и должен понести наказание за содеянное.

Чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к двум первостепенным законодательным актам — Налоговому и Уголовному кеодексам РФ. Они дают пояснения, касающиеся применяемых в отношении правонарушителей экономических санкций. Так, за уклонение или несвоевременное погашение налоговых платежей предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Налоговая. Несёт исключительно финансовый характер, что регламентировано действующим законодательством. Основная задача таких санкций — покрыть ущерб бюджету, нанесённый недобросовестным налогоплательщиком. В НК РФ применение данного вида ответственности отражает 122-я статья. Неуплата налогов наказывается при помощи начисления пени или штрафов.
  • Уголовная. Призвана компенсировать вред правонарушителя перед обществом. В зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие её формы: административная (крупные денежные штрафы) или собственно уголовная (ограничение свободы виновных лиц). Использование таковой регулируется статьями 198 и 199 Уголовного кодекса.

Термин «недоимка» является ключевым с точки зрения процедуры привлечения к ответственности. Под ним принято понимать все неуплаченные в положенный срок суммы налогов и сборов. Его не следует путать с понятием налоговой задолженности, которое является более широким и включает кроме самой недоимки начисленные штрафы и пени за несвоевременные платежи.

Какие именно составляющие формируют недоимку налогоплательщика?

  • Собственно неуплата налога в полном объёме и в установленные сроки, которая формирует долг гражданина или организации перед государственной или региональной казной.
  • Выявленная сумма недостачи в выплатах по налогам и сборам, которая может быть вызвана ошибками в исчислении или преднамеренным сокрытием части объекта налогообложения. Недостачу формирует незарегистрированное имущество, скрытое от государства, например, недвижимость на участке. Также это может быть более низкий показатель дохода, указанный в декларации, по сравнению с реальным.
См. также:   Правила продажи алкогольной продукции несовершеннолетним

Выявление недоимок налоговыми органами происходит посредством камеральных или выездных проверок. Первый тип представляет собой периодически проводящееся по месту размещения отделений налоговой службы изучение представленных деклараций и прочих документов на предмет правильности исчисления и последующей уплаты налогов.

Выездные проверки проводятся по адресу регистрации налогоплательщика, чаще всего организаций, и являются самым эффективным способом обнаружения недоимок, причиной образования которых может стать, например, неуплата налога на прибыль или имущество в должном объёме в связи с занижением налогооблагаемой базы. Выявить такие факты помогает тщательный анализ документации налогоплательщика.

Пени за неуплату налогов представляют собой исчисляемые особым образом суммы денежных средств, на величину которых недобросовестный налогоплательщик должен пополнить государственный бюджет, если допустил просрочку налоговых платежей.

Они служат дополнением к первоначальной стоимости недоимки. Их начисление может происходить на величину не только первоначально исчисленного налога, но и штрафа, если тот не был погашен в срок. Обязанность уплаты пеней не снимается даже в случае наложения карательных или обеспечивающих исполнение обязательств по уплате санкций.

Для расчёта суммы пени за неуплату налогов важны две даты: непосредственной оплаты задолженности и законодательно установленной, до которой её погашение должно произойти. Начисление, как правило, осуществляется за каждый просроченный день в виде определённого процента от размера изначально необходимого платежа.

Сегодня для расчёта используется величина равная 1/300 от актуальной в течение этого периода ставки рефинансирования ЦБ РФ. При изменении величины ставки рефинансирования в анализируемом периоде расчёт производят по всем её значениям с учётом срока действия каждого. Если, например, имеет место неуплата транспортного налога в течение некоторого времени, формула исчисления пени выглядит таким образом:

Пеня = (Первоначальная сумма транспортного налога ? Длина просрочки в днях ? Актуальная ставка рефинансирования ЦБ) ? 300.

Штраф за неуплату налогов — это ещё одна форма материального наказания должников налоговыми органами. Его роль заключается в предотвращении повторного совершения правонарушения. Размеры и правила начисления регламентируются ст. 122 Налогового кодекса. В соответствии с текстом данной статьи причиной применения штрафных санкций служит частичная или полная неуплата налога, которая может быть вызвана:

  • Неправильным его исчислением (например, занижение налоговой базы).
  • Прочими незаконными действиями или бездействиями.

В любом случае нарушителю полагается выплатить штраф за неуплату налогов в размере 20% от стоимости недоимки. Причём его погашение не освобождает от возмещения начисленной ранее суммы налога. Если действия должника признаны умышленными, размер санкций увеличивается до 40%.

Необходимо пояснить, что здесь речь идёт о ситуациях с неправильно заполненной и поданной в налоговые органы декларацией. В остальных случаях штраф за неуплату или просрочку платежа не применяется, должнику следует возместить сумму недоимки и начисленные пени.

Уголовная ответственность за неуплату налогов может наступить в том случае, когда была выявлена недоимка крупного (либо особо крупного) размера, а действия должника имеют признаки преступления, которыми являются следующие:

  • Непредставление физическими или юридическими лицами обязательных согласно налоговому законодательству документов, в том числе деклараций, что и повлекло за собой неуплату.
  • Уклонение налогового агента в личных интересах от исполнения обязанностей, связанных с расчётом и удержанием налогов с налогоплательщиков и их перечислением в бюджет.
  • Утаивание организацией или индивидуальным предпринимателем (далее — ИП) денежных средств или имущества, которые могут быть источником взыскания налогов.

Для получения полной суммы задолженности налогоплательщика складывают все суммы неуплаченных им налогов с действующим сроком исковой давности. Установленные законом объёмы крупной и особо крупной недоимки, в результате которой может наступить уголовная ответственность за неуплату налогов, различны для граждан и организаций:

  • Для физических лиц крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов и сборов, превышающая величину в 1 млн. 800 тыс. рублей, либо в размере свыше 600 тыс. рублей. При этом неуплаченные в общей массе начисленных налогов должны составлять более 10%. Особо крупной считается недоимка в размере свыше 9 млн. рублей или же 3 млн. рублей при условии, что их доля в подлежащей оплате сумме составляет более 20%.
  • Для юридических лиц крупная недоимка — задолженность, превышающая величину в 6 млн. рублей, либо более 2 млн. рублей при доле в общем объёме налогов свыше 10%. Особо крупной признаётся не перечисленная в бюджет сумма налогов более 30 млн. рублей или свыше 10 млн., если доля таковой в общем объёме начисления превышает 20%.

Физическим лицам грозит наказание за неуплату налогов при крупной задолженности в виде административного штрафа от 100 до 300 тыс. рублей или же в объёме заработной платы либо иного установленного дохода за период от 1 до 2 лет. Кроме того, может применяться лишение свободы виновных лиц сроком до 1 года. В случае с особо крупным размером уклонения законодательно установлен штраф от 200 до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 3 лет. В отношении виновных должностных лиц организаций санкции аналогичны, кроме того, может быть применён запрет на занятие ими руководящих постов в течение определённого периода в будущем.

Сама по себе неуплата налогов в установленный срок может привести только лишь к начислению пени за просрочку. Этого недостаточно для того, чтобы применить по отношению к должнику налоговые штрафные санкции, и уже тем более уголовное наказание. В этом случае налоговым органом обязательно должна быть доказана вина неплательщика. Она представляет собой совершение противоправного деяния по неосмотрительности или же по злому умыслу.

Ключевые принципы привлечения налогоплательшика к ответственности:

  • Обвиняемое лицо не обязано доказывать факт своей невиновности, так как это считается задачей налоговых органов.
  • Ни один гражданин, ИП, организация не может привлекаться повторно при совершении налогового правонарушения.
  • Факт привлечения к ответу виновных лиц не отменяет необходимости уплаты первоначальной суммы налога.
  • Наказание за неуплату налогов не может применяться по отношению к обвиняемому лицу, если его вина в совершении данного противоправного деяния не доказана.
  • Если ответственность уже возложена на организацию, её должностные лица не освобождаются от уголовной или любой другой законодательно предусмотренной ответственности при наличии на то соответствующих оснований.

Неуплата налогов, как и любой другой вид правонарушений, может сопровождаться наличием дополнительных обстоятельств, оказывающих непосредственное влияние на процесс привлечения гражданина или организации к ответственности за содеянное. Они используются налоговой инспекцией или судебными органами для принятия решения о применении тех или иных налоговых санкций. Различают исключающие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

В соответствии с НК РФ неплательщик налога не может быть привлечён к ответственности, если его действия сопровождаются наличием как минимум одного пункта из перечня исключающих вину обстоятельств:

  • Для физических лиц — недостижение шестнадцатилетнего возраста на момент совершения им незаконных действий.
  • Отсутствует как таковое событие правонарушения. В данной ситуации это неуплата или неполная уплата налога.
  • В осуществлённых деяниях отсутствует вина. Последняя может быть исключена, если неоплата или задержка произошли по следующим причинам:
  1. Из-за наступления форс-мажорных обстоятельств, в том числе стихийных бедствий.
  2. В связи с болезнью, в результате которой гражданин не мог контролировать свои действия.
  3. При выполнении им письменных разъяснений уполномоченного налогового органа, касающихся порядка расчёта, уплаты налога или других вопросов.
  4. Ввиду наступления иных обстоятельств, которые могут быть использованы для этих целей.
  • Законодательно установленные сроки для привлечения виновного лица к ответственности истекли. Этот период определяет ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года. Началом отсчёта считается день, следующий за датой завершения налогового периода, в котором была образована недоимка. Например, когда имеет место неуплата земельного налога для физических лиц, в качестве такого дня рассматривается 2 ноября.

Такие обстоятельства также оказывают влияние на процесс принятия решения по вопросам применения тех или иных налоговых санкций. Согласно действующему налоговому законодательству, смягчающими ответственность за неуплату налогов признаются следующие события, спровоцировавшие совершение правонарушения:

  • Стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств.
  • Наличие угрозы, давления, принуждения со стороны, которые могут быть вызваны материальной или служебной зависимостью.
  • Любые другие обстоятельства, которые впоследствии признаются уполномоченными на принятие решений органами смягчающими.

Отягчающее обстоятельство только одно — это повторное нарушение налогового законодательства таким же образом. При этом обязательным считается факт наложения ответственности за первичное правонарушение. В обратном случае более поздний по срокам случай не может быть признан с этой точки зрения вторичным. Следует уточнить и другие условия признания того или иного события таковым. Они следующие:

  • Аналогичность совершённых правонарушений. При этом не имеется в виду абсолютное совпадение деяний. Существуют дополнительные разновидности ситуаций, которые могут быть рассмотрены:

— Применение одного и того же пункта одной статьи НК РФ с различиями в обстоятельствах.

— Пункты статьи не совпадают, но правонарушения одинаковы.

  • Фактор времени. Ст. 112 НК РФ определяет срок, на протяжении которого виновное лицо считается находящимся под действием налоговой санкции. Это период длиной в 12 месяцев с момента принятия решения судебным или налоговым органом. Бывают ситуации, когда ответственность за неуплату налогов, произошедшую повторно, наступает раньше, чем за первичную. Важно, что любое повторное правонарушение, вне зависимости от времени применения санкций за его осуществление, не может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при рассмотрении дела в отношении первичного.

По одному и тому же разбирательству по неуплате налогов могут быть использованы оба варианта. Степень влияния каждого из них на процедуру применения налоговых санкций в отношении неплательщика законодательно не определена. Поэтому учёт смягчающих и отягчающих обстоятельств в каждом конкретном случае производится по усмотрению судебного или налогового органа.

Неуплата налогов ИП, организацией или гражданином в установленные сроки должна привлечь внимание налоговой службы. При обнаружении этого факта порядок действий уполномоченных органов будет следующим:

  1. В адрес гражданина или организации направляется письмо с требованием погашения задолженности, где также обозначаются сроки внесения оплаты, её сумма, санкции, которые будут применены при неисполнении обязательств. Здесь крайне важен факт получения документа.
  2. Если никакой реакции не последовало, уполномоченные налоговые органы могут переходить к взысканию сумм налога и пени собственными силами. Это осуществляется за счёт денежных средств, хранящихся на банковских счетах, имущества, прав требования (дебиторской задолженности) должника, начиная с самых ликвидных. Если имеющихся на счетах денег недостаточно для погашения задолженности (недоимки, пеней, штрафов), производится арест, а затем и реализация арестованного имущества.
  3. Когда имеют место недоимки большого размера, налоговая инспекция в обязательном порядке должна направить все имеющиеся у неё материалы на рассмотрение органов внутренних дел. Они, в свою очередь, могут завести уголовное дело, в результате чего устанавливается ответственность за содеянное. Неуплата налогов физическим лицом редко приводит к применению таких санкций, поскольку образование крупных недоимок присуще в основном организациям.

Каждый налогоплательщик, не согласный с решением налоговой инспекции или суда, объектом которого является неуплата налогов, имеет право на обжалование, если считает, что его права были каким-либо образом нарушены. Порядок этой процедуры предусмотрен действующим законодательством. Своё несогласие по поводу актов и решений налоговых органов можно выразить путём подачи жалоб в вышестоящий орган налоговой службы либо суд.

Организации и ИП для защиты своих прав могут обратиться с иском в арбитражный суд, а прочие физические лица — в суд общей юрисдикции. Все судебные разбирательства происходят в установленном порядке.

Что касается обращения в вышестоящие налоговые органы, то основной документ здесь — письменная жалоба со всеми обосновывающими её содержание документами. Она должна быть направлена туда не позднее, чем через три месяца с того момента, когда налогоплательщиком было или должно было быть обнаружено нарушение своих прав.

Если сроки подачи нарушены по уважительной причине, существует возможность их восстановления по усмотрению вышестоящего налогового органа. Налогоплательщик имеет возможность направить повторную жалобу, кроме тех случаев, когда первая была отозвана им по письменному заявлению до принятия по ней какого-либо решения. Обращение рассматривается вышестоящим органом налоговой инспекции в течение месяца, после чего выносится решение, которое может как изменить или отменить ранее принятое, так и оставить жалобу без удовлетворения.

businessman.ru

Начисление пени по несвоевременно уплаченным налогам увеличивает затраты плательщика. Организация должна документально учесть все расходы.

Какими проводками показывается в бухучете начисление пени по налоговым платежам? Четкого нормативного регулирования по учету пени по налогам в организациях не предусмотрено.

Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Поэтому решение о способах учета принимается на локальном уровне. Какими бухгалтерскими проводками начисление пени по налогам отображается в 2018 году?

Несвоевременная выплата налогов юридическим лицом ведет к наложению штрафа за просрочку. Штраф не отменяет обязанности по выплате начисленного налога и налагается в строго определенной сумме, исходя из вида нарушения.

Решение о взыскании штрафа принимается налоговыми органами. Но помимо штрафных санкций в случае неуплаты налога в положенный срок у плательщика возникает обязанность по уплате пени.

Начисляется пеня за каждый день просрочки. Причем плательщик может рассчитать ее самостоятельно, не дожидаясь налогового требования.

В противном случае пеня будет начислена по инициативе ФНС. Пеня не относится к числу налоговых санкций, но связана с налоговыми обязательствами. Потому у бухгалтеров часто возникает вопрос, как правильно отразить в учете пени.

Пеня – это инструмент обеспечения обязанности по выплате налоговых сборов. Сумму начисленной пени плательщик обязан заплатить в бюджет, если просрочит уплату положенного налога.

Расчет пени выполняется в процентном соотношении от суммы неуплаты с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для начисления применяется следующая формула:

Пеня = сумма налога ? число дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ

Налогоплательщик может сам высчитать пеню и уплатить ее вместе с налогом. Если положенную пеню не заплатить, сумма ее будет начислена налоговой инспекцией.

При этом в случае неуплаты ФНС вправе взыскать пеню в принудительном порядке, в том числе и за счет имуществе неплательщика.

Поскольку пеня платится виновной в неуплате налога организацией, то ее надлежит отражать в бухгалтерском учете.

Но если налоговый штраф назначается в четкой сумме и основанием учета становится решение ФНС, то с пеней ситуация несколько иная.

Когда пеня начисляется налоговыми органами, то есть документальное подтверждение для уплаты. Но в то же время всякий день просрочки платежа приумножает сумму пени.

То есть размер суммы меняется с каждым днем, и сослаться на документ-основание при учете не получится.

При этом платится пеня из средств организации, и игнорирование ее отображения создаст неучтенные расходы.

Нормативно порядок учета пени не закреплен. Поэтому организации следует самостоятельно выбрать счет для учета и закрепить решение в своей учетной политике.

К налогам, которые должны уплачивать юридические лица на общем режиме налогообложения, относятся:

Организация может применять специальный режим налогообложения, в этом случае выплачивается один налог на ведение деятельности:

Когда организация одновременно осуществляет несколько видов деятельности, она вправе применять несколько спецрежимов.

Кроме того в зависимости от отраслевых особенностях у юрлиц может возникать обязанность по уплате:

  • акцизов на подакцизные товары;
  • налога на добычу полезных ископаемых и т. д.

По каждому налогу предусмотрен срок подачи отчетности у платы начисленной суммы. При несвоевременной уплате пеня начисляется отдельно по каждому обязательному платежу.

Порядок учета расходов в организации регулируется ПБУ 10/99, принятыми Приказом Минфина России № 33н от 6.05.1999. Но подробного регламента по учету пени данные Правила не предусматривают.

Как восстановить утерянный СНИЛС в Москве, читайте здесь.

Потому организация самостоятельно выбирает порядок учета и закрепляет его в своей учетной политике в соответствии с п.7 ПБУ 1/2008.

Учитывая пени по налогам, организации следует руководствоваться такими нормативами, как:

Отдельное упоминание пени в правовых документах по бухучету отсутствует. Они не упомянуты ни как прочие расходы, ни как затраты, убавляющие финансовый результат.

Пеня не признается налоговой санкцией, это компенсация несвоевременного получения бюджетом обязательных сумм.

Соответственно уплата пени сочетается с исполнением налоговых обязательств, но не является частью налоговых платежей.

На основании недостаточно подробного регламента учета пени наличествует два варианта ее отображения в бухучете.

Согласно одному мнению, пеню относить к налоговым санкциям за несоблюдение норм о налогообложении нельзя.

Руководствуясь открытым перечнем расходов, надлежит отображать пеню по счету 91-2, наряду с этим начисляя соответственное налоговое обязательство, являющееся постоянным.

В соответствии с другой позицией пеня близка по своей сущности к штрафу, и отображать ее надо на счету 99. Преимущество такого метода в соответствии данных бухучета и показателей финотчетности.

Счет 99 не учитывается при формировании налоговой базы, потому учет на нем пени не исказит учетную информацию и не потребуется править отчетность.

По ПБУ 10/99 если транспорт применяется в деятельности организации, то транспортный налог причисляется к расходам по стандартным видам деятельности.

Когда транспорт организации отдается в аренду и не применяется в непосредственной деятельности, то уплата налоговых платежей причисляется к иным расходам.

Оплата пени, начисленной по транспортному налогу, признается прочими расходами. При этом отобразить ее можно в двух вариантах, руководствуясь закрепленным в учетной политике методом.

Бухпроводки по начислению пени по налогам на транспорт выглядят таким образом:

Сумма налоговой базы по начислению налога на прибыль не убавляется при начислении пени. Потому целесообразнее использовать способ отображения пени по счету 99.

Видео: штрафы в бухгалтерском учете

Это избавит бухгалтера от надобности отображения постоянного налогового обязательства с целью обеспечить соответствие данных финансовой отчетности и значений бухгалтерского учета.

Проводка будет такой:

Дт 99 «Налоговые санкции» Кт 68-4

В данном случае отображение пени не влияет на базу для исчисления и не снижает налог на прибыль.

Если же предприятием избран метод отображения пени по счету 91, то проводка имеет следующий вид:

Дт 91 «Прочие расходы» Кт 68-4

Минус данного способа в том, что появляется налоговое обязательство постоянного характера, поскольку пеня не должна приумножать затраты организации. Относя пеню на счет 91 в период формирования отчетности нужно постоянно вычленять ее значение.

П.1 ст.346.16 НК РФ приводит закрытый список расходов, которые разрешено принимать в расчет при установлении налоговой базы при работе по УСН.

Кроме того в этой же статье говорится, что упомянутые расходы принимаются во внимание при соответствии их параметрам, приведенным в п.1 ст.252 НК РФ, где сказано о возможности понижения доходов на сумму расходов, кроме перечисляющихся в ст.270 НК РФ.

См. также:   Реклама на стене дома стоимость

По данному поводу в ст.270 НК РФ говорится, что при установлении налоговой базы не засчитываются пени и прочие санкции, выплачиваемые в бюджет.

То есть уплата пеней по налогам не может быть учтена при установлении налоговой базы по УСН.

Соответственно, начисление пеней по налогам при УСН отображается проводкой такого вида:

Дт 99 Кт 68 субсчет «Пени»

Если организация не уплатила налоги своевременно и при этом на ее расчетном счету отсутствует достаточная сумма средств, то налоговые органы вправе принудительно взыскать налоги и начисленные пени за счет имущества должника.

Как отразить в бухучете реализацию имущества за долги? По п.6 ПБУ 1/98 факты хоздеятельности предприятия нужно отображать в отчетном периоде, когда они имели место.

При этом время фактического поступления средств значения не имеет. Правильное отображение важно, поскольку от этого будет зависеть расчет налога на имущество.

Выручка от реализации имущества должна отображаться в момент официальной смены собственника, когда осуществляется госрегистрация сделки.

Выручка от реализации отображается аналогично выручке по договору комиссии. Датой реализации признается дата, указанная в отчете непосредственного реализатора.

В постановлении исполняющего судебного пристава указаны даты погашения долга перед бюджетом и осуществления расходов, касающихся взыскания на имущество.

Поступления от реализации имущества организация квалифицирует самостоятельно, руководствуясь ПБУ 9/99.

Учитывая требования этого документа, характер деятельности, виды доходов, условия их поступления, следует определить, являются ли полученные от реализации доходы прочими поступлениями или доходом от обычного вида деятельности.

Зависеть это будет, прежде всего, от вида реализованного имущества. Признание расходов в бухучете не зависит от намерения получения дохода и формы осуществления расходов.

В качестве наглядного примера рассмотреть можно ситуацию, когда в счет уплаты налога у организации конфисковано здание, впоследствии реализованное через аукцион.

Проводки по операции (без отображения конкретных цифр) будут такими:

jurist-protect.ru

6.5.1. Ответственность и пени за неуплату авансовых платежей

Если вы своевременно не уплатили авансовые платежи (как ежемесячные, так и по итогам квартала), налоговая инспекция не может привлечь вас к ответственности за неуплату налога на основании ст. 122 НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Ранее из-за отсутствия такой нормы споры с налоговиками возникали постоянно. Однако, как правило, они разрешались в пользу налогоплательщиков. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика (п. 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, Постановления ФАС Московского округа от 17.09.2006, 28.09.2006 N КА-А40/7292-06, ФАС Дальневосточного округа от 28.09.2005 N Ф03-А51/05-2/3168, ФАС Поволжского округа от 10.06.2004 N А72-1611/04-8/205).

В отличие от ответственности за нарушение сроков уплаты авансов вам придется уплатить пени (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ). Указанное правило распространяется на просрочку ежемесячных авансов, а также авансового платежа по итогам отчетного периода (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47).

Пени начисляются со дня, следующего за окончанием установленного законом срока перечисления платежа (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Например, организация «Альфа» авансовый платеж по ЕСН за сентябрь 2008 г. перечислила 22 октября 2008 г. А последним днем его уплаты является 15 октября (абз. 2 п. 3 ст. 243 НК РФ). Поскольку организация нарушила сроки уплаты налога, с 16 октября 2008 г. ей будут начисляться пени.

Как отметил Минфин России в Письме от 18.03.2008 N 03-02-07/1-106, пени исчисляются с учетом позиции Пленума ВАС РФ, приведенной в п. 2 Постановления от 26.07.2007 N 47. Из разъяснений судей следует, что расчет пеней производится:

— до даты фактической уплаты задолженности по авансовому платежу или

— до момента наступления срока уплаты налога по итогам года, если авансовый платеж по налогу не был перечислен.

Воспользуемся данными предыдущего примера. Поскольку организация «Альфа» уплатила авансовый платеж 22 октября 2008 г., пени ей будут начислены с 16 по 22 октября 2008 г. включительно.

Если бы ЕСН за сентябрь организация не перечислила вовсе, пени ей были бы начислены с 16 октября 2008 г. до 14 апреля 2009 г. включительно .

14 апреля 2009 г. — последний день уплаты ЕСН по итогам года (абз. 6 п. 3, п. 7 ст. 243 НК РФ).

После этого периода взыскание пеней будет зависеть уже от уплаты ЕСН по итогам года, а их начисление на недоимку по авансовым платежам прекратится.

Пени рассчитываются исходя из процентной ставки, равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в периоде просрочки (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ).

Информацию о размере ставки рефинансирования, которая действовала в соответствующем периоде, вы можете узнать в разделе «Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации» Справочной информации.

Однако такие последствия не наступят, если вы уплатили недоимку по ЕСН в срок, установленный для уплаты налога по итогам отчетного периода, т.е. до 20-го числа месяца, следующего за этим периодом (абз. 3 п. 3 ст. 243 НК РФ). Такие разъяснения дал ВАС РФ в Решении от 11.10.2006 N 8540/06.

Отметим, что под неуплатой (несвоевременной уплатой) подразумевается действительная задолженность налогоплательщика. В частности, неправильное заполнение расчета авансовых платежей само по себе не свидетельствует о возникновении обязанности по уплате налога. На это указал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.02.2010 N А70-5917/2009.

Кроме того, следует учитывать, что при отсутствии недоимки по налогу непредставление уточненной декларации само по себе не может служить основанием для доначисления обязательств (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2010 N А19-23200/09).

studfiles.net

По налоговому законодательству имеется ряд финансовых обязательств, которые возлагаются на граждан государства. Все эти обязательства закреплены в статьях НК РФ и должны выполняться в полном объеме и до определенного числа.

Пользование землей, даже если она является собственностью гражданина, влечет за собой налоговые обязательства перед государством. Нежелание плательщика производить соответствующие выплаты приводит к тому, что на уклоняющееся от уплаты лицо налагаются пени и штрафы.

Статья 122 НК РФ определяет сумму налоговых сборов за пользование землей физическими и юридическими лицами. В ней также указаны сроки, определенные для их погашения. Наказание за несвоевременный взнос обычно налагается на недобросовестного плательщика в виде пени. Пеня это фиксированная штрафная ставка, которая применяется к общей сумме неоплаченной пошлины и рассчитывается исходя из количества просроченных дней и величины начисленного сбора.

Вне зависимости от формы собственности размер пени за неуплату земельного налога имеет одну расчетную базу и для юридических и для физических лиц.

Чтобы разобраться как именно происходит начисление пени за неуплату налогового сбора можно рассмотреть пример расчета.

П= (ПНО * 1/300) * Д
Где, П = пени, ПНО = просроченные обязательства по налогам, 1/300 налоговая ставка, Д = количество дней недоимки.
П= (7350 * 1/300) * 32

Гражданам, которые владеют землей для собственного пользования и не осуществляют на ней действий, связанных с коммерческой деятельностью, полагается платить налоговые сборы один раз в год. Уплачивать начисленные платежи следует строго до 1 декабря текущего года. На адрес плательщика приходит квитанция, в которой указывается сумма к оплате и сроки ее погашения. Если сроки пропущены, то начисляется пеня за неуплату земельного налога для физических лиц.

Рассчитывается пеня по следующим показателям:

  • Количество просроченных дней, начиная с 1 декабря. Учитываются все календарные дни;
  • Размер начисленной налоговой пошлины;
  • 1/300 ставки рефинансирования.

Все указанные показатели перемножаются между собой, в результате расчета получается сумма, которая и считается актуальной к выплате величиной. Пеня за осуществленную просрочку насчитывается на день совершения фактического платежа, ее нельзя приостановить или заморозить.

Неуплата земельного налога юридическими лицами влечет за собой не только начисление процентов, но и возможное наложение штрафа. Согласно Налоговому кодексу штраф может налагаться на любого гражданина, просрочившего платеж. Однако по отношению к отдельным организациям данная мера применяется значительно чаще.

Исчисление штрафа ведется по следующим процентным ставкам:

  • 20% от начисленной величины пошлины, если просрочка была неумышленной, а произошла в результате форс — мажорных обстоятельств;
  • 40% — если налогоплательщик уклоняется от выплат сознательно.

При этом компании обязаны выплачивать налоги по имеющимся в пользовании земельными наделами ежеквартально. На погашение сбора отводится один месяц после окончания каждого квартала. Разрешено вносить авансовые платежи.

Чем грозит неуплата земельного налога? Этот вопрос волнует тех, кто по различным причинам не успел или не смог выплатить пошлину в срок. Кроме пени и штрафа к гражданам могут применяться и иные штрафные санкции.

Санкции могут носить как административный, так и уголовный характер. Ответственность за неуплату возникает после того, как неплательщику было прислано уведомление об обязательности погашения пошлины, с уже начисленной пеней. Сумму, указанную в квитанции, в течение 8 дней следует перечислить на указанный счет.

В случае отсутствия погашения задолженности правонарушение считается злостным и подлежит передаче в суд. По решению судебного органа может произойти изъятие земельного участка в связи с неуплатой земельного налога. Согласно правилам, указанным в законах РФ, к неплательщикам могут применяться и более крайний меры, такие как уголовное наказание. Однако такие обстоятельства возникают крайне редко и являются последней мерой.

Исковая давность по отношению к неуплате земельного налога равна трем годам. Этот срок закреплен в статье 113 НК РФ. Его исчисление начинается со дня установления просрочки. Для физических лиц это 1 декабря, для юридических лиц иные даты, поскольку организации производят выплаты каждый квартал. Если в течение трех лет налоговое учреждение не обратится в суд с исковым заявлением об истребовании обязательств или применения иных мер, то применить к должнику претензии позже уже не получится.

Следует обратить внимание, что обязанность каждого гражданина и компании производить взносы в налоговый бюджет страны. Это касается и тех случаев, когда речь идет об уплате сбора на землю.

ahrfn.com

Налоговая ответственность включает совокупность наказаний, предусмотренных НК РФ. Подборка материалов данной рубрики расскажет вам о налоговой ответственности плательщиков и налоговых агентов и даже подскажет, в каких случаях и как можно ее избежать.

Налоговая ответственность — вид юридической ответственности, применяемой за нарушения в области налогообложения. Общие принципы применения налоговой ответственности закреплены в гл. 15 НК РФ, а виды налоговых нарушений — в гл. 16 и 18. Основанием для применения мер налоговой ответственности является решение ФНС, для принятия и реализации которого в НК РФ есть четкие процедуры.

Мера налоговой ответственности (санкция) специфична — согласно НК РФ это может быть только штраф. Причем для большинства нарушений штраф — единственное финансовое последствие. Это нарушения, не связанные с уплатой налогов в бюджет. При несоблюдении налогового закона в части платежей помимо штрафа в казну придется отдать то, что вы недоплатили (погасить недоимку), и перечислить пени за каждый день просрочки.

Последние две составляющие санкциями, по сути, не являются, но также существенно бьют по карману налогоплательщика. Поэтому о них мы рассказываем наравне с налоговой ответственностью.

О том, что такое недоимка, читайте в этой статье.

С 01.10.2017 в расчет пеней внесены изменения. В отношении недоимки у организаций, образующихся с 1 октября, пени рассчитываются:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования — по 30 календарный день просрочки включительно;
  • исходя из 1/150 ставки — с 31 дня и далее.

Наш калькулятор считает пени с учетом изменений.

Инструкцию по пользованию калькулятором смотрите здесь.

Принципы налоговой ответственности — это:

  • применение санкций только за перечисленные в Налоговом кодексе нарушения, строго в предусмотренном им порядке (ст. 106, п. 1 ст. 108 НК РФ);
  • однократность применения мер налоговой ответственности: за одно нарушение — только 1 налоговый штраф (п. 2 ст. 108 НК РФ);
  • наличие вины налогоплательщика и презумпция невиновности (ст. 106, п. 6 ст. 108 НК РФ);
  • соразмерность налоговой ответственности тяжести совершенного нарушения, которую призвано обеспечить присутствие в НК РФ смягчающих и отягчающих обстоятельств.

О них рассказывает эта публикация.

Налоговая ответственность для налогоплательщиков в основном представлена следующими статьями:

  • ст. 116 НК РФ — нарушения в связи с постановкой на учет;
  • ст. 119 и 119.1 НК РФ — нарушения, связанные с представлением деклараций;

О штрафе по ст. 119 НК РФ рассказывает данный материал.

  • ст. 120 НК РФ — налоговая ответственность за нарушения, связанные с ведением учета;
  • ст. 122 НК РФ — неуплата налога;
  • ст. 123 НК РФ — аналог ст. 122 для налоговых агентов;
  • ст. 126 и 129.1 НК РФ — налоговые составы, возникающие при истребовании документов и информации.

Налоговая ответственность за неуплату обязательных платежей, пожалуй, наиболее часто применяется на практике. Для неплательщиков Налоговый кодекс предусматривает 2 статьи. Налогоплательщиков, не перечисливших налог или уплативших его в меньшем размере, штрафуют по ст. 122 НК РФ. Размер штрафа — от 20 до 40% от суммы недоимки. Сумма немалая. Но обратим внимание на формулировку п. 1 ст. 122 НК РФ. В ней указано, что для применения штрафа неуплата должна явиться следствием:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного расчета платежа налогоплательщиком;
  • других его неправомерных действий (бездействия).

А что будет, если налог рассчитан верно, задекларирован, но просто не внесен в бюджет в положенный срок? Возможна ли налоговая ответственность в этом случае?

Комментарий по теме ищите в этой статье.

Другой больной вопрос: правомерен ли штраф при наличии переплаты?

Срок давности привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, равно как и по другим налоговым статьям, составляет 3 года. Если ваш грех обнаружится позднее, налоговики уже не смогут вас оштрафовать. Но отсчет этих 3 лет начинается не с крайнего срока уплаты, а несколько позднее.

Верно определить срок давности вам поможет этот материал.

Налоговой ответственности за неуплату подлежат не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. Их статья — 123. Вот здесь с просроченными платежами всё предельно ясно: штраф будет назначен в том числе и за неперечисление налога в установленный срок. Однако вопросов с применением «агентской» налоговой ответственности тоже хватает. Например, будет ли штраф, если налог не удержан или уплачен агентом до удержания за счет собственных средств?

Наиболее часто по ст. 123 НК РФ штрафуют агентов по НДФЛ. Специально для них мы подготовили отдельный материал — об особенностях «подоходной» ответственности.

А о том, как считается срок давности по ст. 123 НК РФ, читайте в этом материале.

Мы уже упомянули выше, что налоговая ответственность по отчетности в НК РФ представлена ст. 119 и 119.1 НК РФ.

Первая из них грозит тем, кто декларацию задержал. За это придется отдать в казну 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании просроченной декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки.

Что изменилось в привлечении к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ за последние годы, узнайте из этой статьи.

В то же время размер штрафа «снизу и сверху» ограничен: минимум это 1 000 руб, максимум — 30% от суммы налога.

Подробнее о размерах штрафов читайте здесь.

Поскольку размер налоговой ответственности прямо связан с суммой налога, на практике часто возникает вопрос: оштрафуют ли, если налога к уплате нет или декларация вообще нулевая? Конечно, по минимуму, но оштрафуют. А возможно ли снизить минимальную санкцию?

Прочтите эту публикацию и будете знать ответ.

По отдельным налогам нам приходится отчитываться несколько раз за налоговый период: внутри него — по авансам и по окончании — уже по итоговой сумме налога. При этом промежуточная отчетность тоже может именоваться декларацией и тоже может оказаться просрочена. И за нее также будет штраф, но уже не по ст. 119 НК РФ. А по какой?

Налоговая ответственность по ст. 119.1 НК РФ наступает для тех, кто обязан сдавать отчетность электронным способом, но подал декларацию в бумажном виде. Сумма штрафа за это невелика — всего 200 руб. Однако здесь есть один существенный момент — эта статья не применяется к декларациям по НДС. Если вместо электронной отчетности по этому налогу вы сдадите декларацию в бумажном виде, ждите штрафа по ст. 119 НК РФ, то есть как за несданную НДС-декларацию.

Достаточно часто налоговая ответственность настигает при истребовании налоговиками документов и информации. Это ст. 126 и 129.1 НК РФ. В ходе их применения возникает много спорных моментов.

Некоторые из них разъяснены в этой публикации.

А вопрос разграничения налоговой ответственности между указанными статьями рассмотрен в материале «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

Сумма штрафа по ст. 126 НК РФ, казалось бы, четко определена — это 200 руб. за каждый не представленный по требованию контролеров документ. Но как быть, если точное количество бумаг в требовании не указано, а затребованы, например, счета-фактуры за такой-то период? Об определении размера налоговой ответственности в подобной ситуации высказался ВС РФ.

С 2017 года налоговики штрафуют компании не только за нарушения НК РФ по налогам, но и по страховым взносам, а также за просрочку и недостоверные данные в новом отчете 6-НДФЛ. Подробности узнайте из наших материалов:

Как ни банально это прозвучит, прежде всего, старайтесь не допускать нарушений. Нет нарушения — нет налоговой ответственности. А еще — подстраховывайтесь.

Например, поводом для штрафа по ст. 122 НК РФ в большинстве случаев являются доводы налоговиков о необоснованной налоговой выгоде.

Эта проблема подробно рассмотрена здесь.

С августа 2017 года НК РФ был дополнен новой ст. 54.1. Ее цель – разграничение понятий обоснованной и необоснованной налоговой выгоды. В этой статье:

  • перечислены ситуации, когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (или налог), признавая расходы или принимая НДС к вычету;
  • выделяется несколько критериев недобросовестности, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий.

Рекомендации ФНС по применению новой ст.54.1 НК РФ узнайте из публикации.

Так что проверяйте контрагентов, собирайте на них досье, будьте готовы доказать, что вы сделали все, чтобы убедиться, что фирма-партнер существует и реально работает.

О проверке контрагента на сайте ФНС расскажет наша публикация.

Если штрафа не избежать, упомяните смягчающие обстоятельства. Например:

  • к техническим неполадкам, если они помешали вовремя сдать отчетность (см.здесь);
  • к финансовым трудностям, если они — причина неуплаты «агентского» НДФЛ (об этомздесь).

И помните: даже если налоговики уже учли смягчающие обстоятельства и уменьшили штраф, в суде вы можете попытаться снизить его еще больше.

nalog-nalog.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: