Список повреждений автомобиля

Делопроизводство

Список повреждений автомобиля

Очень краткое введение.

    Если по роду работы Вам приходится выходить на осмотры автомобилей, то имейте в виду следующее:

    1. Каждый осмотр неповторим. Второй раз следовую картину можно и не восстановить.

    2. Хорошо сделанный осмотр, как правило, невозможно чем-то заменить. Если же  Вы его не сделаете, или сделаете плохо, последствия могут быть фатальными.

    Если Вы достаточно этим прониклись, продолжим.

                                                             Глава 1. Типы осмотров.

    Их три.

    1. Предстраховой осмотр. Производится непосредственно при заключении договора страхования.

    Цель: выявить и зафиксировать максимально большое количество повреждений, имеющихся на момент страхования, за которые в дальнейшем страховщик не будет нести ответственность.

    2. Осмотр при обращении по страховому событию.

    Цель: установить картину повреждений и определить её относимость к заявленным обстоятельствам.

    3. Специальный осмотр.

    Цель: проверка отдельных обстоятельств страхового события. Как правило, это осмотр транспортных средств при их сопоставлении или послеаварийный осмотр места ДТП. В настоящем пособии порядок проведения специального осмотра не освещается.

                                           Глава 2. Общий порядок проведения осмотра.

    Шаг 1. Проверка чистоты автомобиля.
    Шаг 2. Обзорная съёмка автомобиля с четырёх сторон.
    Шаг 3. Обнаружение и фиксация повреждений.
    Шаг 4. Внутренний осмотр отсеков (при необходимости).
    Шаг 5. Фиксация показаний одометра, номеров кузова (шасси).
    Шаг 6. Проверка наличия и работоспособности противоугонного устройства (только при предстраховом осмотре).
    Шаг 7. Составление акта осмотра.

                      Глава 3. Последовательность действий при проведении предстрахового осмотра.

1. Обзорная фотосъёмка. Общий осмотр автомобиля.

    Шаг 1. Осмотр автомобиля начинаем с проверки его чистоты. Если кузов загрязнён настолько, что есть опасение не увидеть повреждения ? отправляем на мойку.

    Шаг 2. В любом случае, фиксируем автомобиль с четырёх сторон. Обращаем внимание на повреждения, запоминаем их для себя. Если автомобиль приезжает с мойки, шаг 2 повторяем.

    В стеснённых условиях, например, на стоянке, если невозможно перегнать автомобиль на другое место, снимаем его с разных точек. Стараемся, чтобы в каждый следующий кадр попала часть предыдущего (см. схему).

список повреждений автомобиля   

На схеме ? вариант съёмки автомобиля, припаркованного параллельно тротуару.

2. Детальный осмотр автомобиля. Фиксация повреждений.

    Шаг 3. Обходим автомобиль по кругу, тщательно его осматривая и выявляя повреждения. Выявленные – фотографируем с применением принципа наезда – отъезда. То есть, снимки идут в таком порядке: узловой (снимок информационного узла) – детальный повреждения 1 – детальный повреждения 2 – следующий узловой и так далее. К следующему узлу переходите, только полностью засняв повреждения предыдущего.

    Информационный узел – это комплекс повреждений или других деталей объекта, находящихся близко друг к другу. Узловая съёмка делается так, чтобы можно было определить, где находится узел на объекте съёмки.

список повреждений автомобиля   

Если при детальной съёмке не удаётся обеспечить достаточный масштаб повреждения в одном кадре, можно применить так называемое линейное панорамирование (см. рис.).

   

    Шаг 4. По выявленным повреждениям определяем, нужен ли внутренний осмотр отсеков автомобиля. При его необходимости просим открыть соответствующие двери, крышки, люки.

     На автомобилях с капотной компоновкой в любом случае смотрим под капот, на грузовых автомобилях – в кузов. Бывает, что после ДТП ограничиваются восстановлением (заменой) наружных элементов кузова, а на внутренних (пластмассовые крепления блок-фар, верхняя рамка радиатора, иногда ? брызговики) оставляют следы ремонта или не восстанавливают их вообще. Также обязательно заглядываем в кузов грузового автомобиля. Если какая-то дверь или какой-то люк не открываются, запоминаем это и фиксируем в акте осмотра.

3. Завершающий этап осмотра.

    Шаг 5. Фиксируем показания одометра, номер кузова (шасси).

    Важное замечание. Если с расположением одометра на приборной панели вопросов обычно не возникает, то номер кузова иногда надо поискать. При этом только в самом крайнем случае ограничивайтесь номером, указанном на табличке, прикрепленной к кузову заклёпками! Ищем номер, который выбит на кузове.

   

    На отечественных автомобилях номер кузова помещается в подкапотном пространстве. Искать его следует:

? на автомобилях ВАЗ 2101 ? 21074 ? на полке над моторным щитом, под механизмом стеклоочистителя, с правой стороны;

? на автомобилях ВАЗ 2108 ? 21150 («Лада-Самара», автомобили т.н. «десятого» семейства), ВАЗ-1118 – 11184 («Лада-Калина»), ВАЗ-2170 – 21723 («Лада-Приора») ? на верхнем кожухе правого переднего амортизатора;

? на автомобилях ГАЗ-3102 ? 31105 («Волга»), ГАЗ-2705 ? 3302 («Газель», «Баргузин», «Соболь» и их модификации)

? под задним уплотнителем капота.

    На импортных легковых автомобилях номер кузова может быть помещён в следующих основных местах:

? под задним уплотнителем капота (Дэу Матиз);

? на моторном щите (Шевроле Ланос, Мицубиши Лансер ранних выпусков);

? на верхней рамке радиатора (Хонда Фит);

? под передним правым сиденьем (закрыт отгибаемым по вырезу ковриком или специальной пластиковой рамкой, которые видны при отодвигании сиденья до упора назад) (Мицубиши Лансер поздних выпусков, Мазда 6, Лексус RX 350);

? в специальной рамке в нижнем (левом или правом) углу ветрового стекла (Рено Логан, Форд Фокус).

    На грузовых автомобилях и специальных автомобилях на их базе, в связи с тем, что они могут оснащаться различными кузовами (бортовой, самосвальный, цистерна, фургон), либо кузов может быть заменён специальным оборудовани-ем (автокран, автовышка, тягово-сцепное устройство седельного тяга-ча) номера кузова может не быть. Вместо него номер может быть выбит на кабине, и наверняка будет номер шасси, который часто выбивается на раме  кузова (см. схему).

   

    Ещё два замечания. Первое: стандарт, регламентирующий осмотр автомобиля оценщиком, предписывает фиксировать маркировку на шинах, но, учитывая простоту их замены, это не представляется полезным. И второе: возможно, имеет смысл заснять документы на автомобиль: талон техосмотра и свидетельство о регистрации ТС.

    Шаг 6. Проверяем наличие и работоспособность противоугонного устройства.

    Электронную противоугонную сигнализацию проверяем в следующем порядке.

    1. Проверка работы центрального замка (пробуем открыть каждую дверь).

    2. Проверка контактных датчиков (открываем одну из дверей ключом без отключения сигнализации).

    3. Если сигнализация не сработала (отметить!), садимся в автомобиль. Сигнализация может сработать и от ёмкостного реле или датчика движения, которые реагируют именно на появление человека в автомобиле.

    При заявлении собственника о наличии механической блокировки органов управления проверяем:

    ? само наличие блокирующего элемента (пальца);

    ? возможность его вставки в гнездо блокиратора;

    ? работоспособность (невозможность привести заблокированный орган управления в действие).

    Если собственник заявляет о наличии какой-то особенной (например, спутниковой) сигнализации, проверить которую сложно, поинтересуйтесь, знает ли он, как она приводится в действие? Имеются ли у него какие-либо документы, подтверждающие её приобретение и установку (подключение)?

    Шаг 7. Составление акта осмотра.

    Где его составлять ? решать Вам, в зависимости от погоды, времени года и суток, состояния осмотренного автомобиля. Составляя акт, вспомните: не сказал ли чего-нибудь интересного владелец? Сверяйтесь с отснятым фотоматериалом. Если забыли какие-то замеры, сделайте их вновь. Если у владельца есть какие-то замечания, дайте ему внести их ? это его замечания. Если владелец отказывается подписать акт осмотра вообще, вернитесь в Ваш офис и зафиксируйте его отказ от подписи подписями двух других сотрудников компании. Лучше это сделать в присутствии владельца, но даже если он не захотел этого, доказательством того, что осмотр действительно производился, будет отснятый Вами фотоматериал.

                     Глава 4. Особенности осмотра повреждений, полученных при страховом событии.

1. Обзорная фотосъёмка. Общий осмотр автомобиля.

    Производится аналогично предстраховому осмотру, с тем лишь исключением, что сразу после обзорных фотоснимков следует заснять показания одометра и номер кузова.

См. также:   Ответственность за недостоверное декларирование товаров

2. Фиксация повреждений.

    Сразу же после завершения обзорной фотосъёмки переходим к фиксации повреждений, заявленных владельцем. При этом нельзя слепо следовать указаниям владельца.

    Обращаем внимание на повреждения, которые «не вписываются» в картину повреждения и были явно получены при иных обстоятельствах, чем заявленное страховое событие.

    Обращаем  внимание на так называемые «негативные обстоятельства» ? те повреждения, которые, судя по их внешнему виду, были получены одновременно с заявленными, но свидетельствуют об иной картине события, чем описана владельцем.

Пример. Заявлен скол на лобовом стекле. В качестве причины его образования указано попадание в стекло гравия при движении автомо-биля по загородной дороге. В ходе осмотра обнаружено отсутствие трещин, зато были выявлены царапины, характер-ные для противоправных действий третьих лиц. На снимке слева – те самые царапины, которые владелец выдавал за трещины.

   

Обращаем внимание, подвергалась ли ранее повреждённая деталь кустарному ремонту: пайка креплений фар (на снимке), пластиковых бампе-ров…

   

…шпаклёвка деформаций кузова (на снимке), окраска пятном.

   

Все замеченные повреждения и особенности указываем в акте осмотра.

    В акте указываем на возможность скрытых дефектов, если:

    ? с трудом закрывается капот, крышка багажника, двери;

    ? произошёл перекос кузова;

    ? удар пришёлся в бампер (накладку, облицовку), который от удара раскололся;

    ? ненормально выглядят колёса и шины;

    ? из-под автомобиля подтекают технические жидкости;

    ? часть видимого повреждения скрыта другой деталью;

    ? при приведении в действие органов управления слышны ненормальные звуки (стук, скрип, скрежет и др.).

    Если есть необходимость в дальнейшем сопоставить повреждения автомобилей, участвовавших в ДТП, или просто обстоятельства ДТП вызывают сомнения, в кадр помещаем мерный инструмент.

    Акт осмотра составляем так, чтобы можно было чётко идентифицировать по нему, какое именно транспортное средство осматривалось.

                                                  Глава 5. Технические приёмы осмотра.

    Львиная доля описанного в этой главе связана с фотосъёмкой, поэтому начнём с описания её разновидностей, затем перейдём к описанию отдельных приёмов съёмки и закончим применением прочих технических средств.

1. Фотографирование вмятин и деформаций.

    Для того, чтобы вмятина или другая деформация была хорошо видна на фотографии, нужно «поймать» в видоискатель требуемый баланс света и тени. Делать это можно несколькими способами:

    1. Применение косопадающего освещения.

    Источник дополнительного освещения (фонарик) применить для этого можно, но обычно это делается при ограниченном освещении (см. также раздел 6 этой главы, специально этому посвящённый). Проще наклонять фотоаппарат, следя в видоискатель за балансом света и тени на объекте. Снимаем, когда тень чётко очертит границу вмятины.
    Замечание. Перед использованием косопадающего освещения ОБЯЗАТЕЛЬНО сделать узловой снимок, по которому можно будет потом спроецировать результаты съёмки в косопадающем освещении на автомобиль в целом.

    2. Использование искусственной тени.

    Искусственную тень создаём планшетом или другим предметом наподобие. Можно применить даже свою собственную. Особенно этот приём полезен при ярком освещении, или когда поверхность объекта отполирована до зеркального блеска.
    Тень располагаем так, чтобы её граница в кадре, искривляясь, выдавала границу деформации.

   

    На этом снимке передней панели автомобиля Хундай Портер 100 хорошо видна граница света и тени, которая выдаёт вмятину и создаётся приёмами, описанными выше.

    Обратите внимание: при применении этих приёмов Вам может испортить кадр вспышка. Поэтому, решив создать косопадающее освещение или искусственную тень, отключите вспышку.

    Впрочем, если Вы создали искусственную тень, и снимок не удался, попробуйте использовать вспышку, следя за тем, чтобы её световое пятно оказалось в границах вмятины. И обязательно оцените результат.

    3. Искажение отражений.

    На хорошо отполированном кузове вмятина может выдать себя ненормальным искривлением отражения. Принцип такой же, как и при создании искусственной тени. Снимаем так, чтобы контуры деформации попадали в границы «контрольного» отражения, а контуры искажений чётко просматривались на общем фоне повреждённой детали.

    4. Уменьшение освещённости (экспозиции).

    Как правило, в фотоаппаратах предусмотрена возможность влиять на освещённость кадра либо комбинированным изменением диафрагмы и выдержки, либо изменением этих параметров по отдельности. Уменьшая экспозицию, диафрагму или выдержку, смотрим в видоискатель. Цель та же: добиться нужного баланса света и тени в кадре. Попробуйте использовать в этом режиме и фотовспышку, здесь она может помочь.

2. Фотографирование повреждений стёкол.

    При съёмке сколов и царапин возможно применение двух приёмов.

    1. Использование прозрачности стекла. Эффективно при фотографировании сколов без трещин. Кадр компонуем так, чтобы скол оказался на фоне какого-либо тёмного предмета в салоне автомобиля, тогда он будет выглядеть как белый след на этом предмете.

    Также можно поднести с обратной стороны стекла белый лист бумаги, тогда скол или трещина будут выглядеть как тёмные следы на белом фоне.

    2. Использование отражающей способности стекла. Любое стекло, кроме матового, под определённым углом зрения отражает свет. Найдите этот угол в видоискатель и проследите за расположением повреждений. Они будут выглядеть тёмными следами на поверхности стекла.

    При фотографировании трещин трудности возникают обычно, если трещина линейная. Для её фиксации используем преломление света: вращая фотоаппарат, в видоискатель находим момент, когда трещина на изломе выглядит, как чёрная или белая полоса.

    Замечание здесь то же, что и при съёмке в косопадающем свете.

        3. Измерение, оценка и фиксация повреждений.

    Помимо фотоснимков, каждое выявленное при осмотре повреждение должно быть зафиксировано в протоколе (акте) осмотра. Для этого его надо правильно описать.
   
        Описываем повреждение так:

    – наименование повреждённой детали;   

    – локализация (указание, в какой части детали находится повреждение);

    –  вид повреждения (см. главу 4);

    – размеры повреждения или его площадь.
   
    Для локализации повреждения повреждённую деталь мысленно делим на несколько частей. Ниже описаны примеры такого деления.

    На 3 части (бампер): левая, средняя, правая.

   

    Округлую вмятину или потёртость можем измерить по двум осям и указать в акте полученные значения.

    Если же повреждение имеет неправильную форму или значительные размеры, его размеры можно передать указанием поражённой площади в процентах к общей площади детали. При этом при описании скопления сколов в качестве поражённой указываем площадь, очерченную ими, при описании потёртости или группы царапин – площадь в границах такой потёртости (группы).

    Если деталь имеет небольшие размеры (корпуса зеркал, накладки фар, ручки дверей и т. д.), то локализацию и размеры повреждений не указываем.

Заключение.

    Не бойтесь ошибиться, но результаты работы проверяйте. В случае малейшего сомнения в качестве снимка повторите его. Помните: неважно, что видите Вы, важно, что видно на экране!

    Применяйте описанные в данном пособии приёмы сообразно обстановке и стоящим перед Вами задачам. Безвыходных положений не бывает ? это правило срабатывает и здесь.

    Автор надеется, что ему удалось Вам помочь своим трудом, и будет благодарен за конструктивную критику в свой адрес.

                                     Приложение. Различные виды повреждений.

    Имеет смысл раздельно классифицировать повреждения лакокрасочного покрытия, металла, пластика, ткани (а также прочих материалов сидений и тентов), стекла.

I. Повреждения лакокрасочного покрытия (ЛКП).

    1.Царапины. Образуются при сколько-нибудь продолжительном движении твёрдого острого предмета по покры-тию. Отмечаются в качестве самостоя-тельного повреждения, если материал основы (металл, пластик) не повреж-дён. На снимке царапина в нижней части задней правой двери а/м Хундай Элантра.

   

    2. Сколы. Образуются в результате ударного воздействия постороннего объекта на поверхность, то есть при отсутствии трения. На снимке ? скол в правом переднем углу капота а/м
ВАЗ 2113.
   

См. также:   Правила перехода из одной школы в другую

    3. Потёртости. Образуются при взаим-ном трении ЛКП с другой поверхнос-тью, в том числе образованной множе-ственными острыми предметами (например, с бетоном). На снимке ? потёртость в углу заднего бампера а/м ВАЗ 2113.

   

    4. Отслоение. Отставание всего ЛКП или некоторых его слоёв от грунта или основы. Часто наблюдается при вытяжке металла. На снимке ? нижняя часть задней левой двери а/м ВАЗ 21093. Вытяжка металла произошла при деформации от удара ковшом экскаватора (обратите внимание на следы песка!)
   

    Другой типичный случай ? отслоение из-за удара шпаклёвки, применённой при устранении предыдущего повреж-дения детали. На снимке ? капот а/м БМВ 320i.
   

    5. Растрескивание. Образование на ЛКП сетки тонких трещин, чаще всего наблюдается при упругих деформаци-ях (т.е. тех, после которых деталь восстанавливает свою форму). На снимке (левая часть) растрескивание ЛКП переднего бампера а/м ВАЗ 21102 с частичным осыпанием.
   

II. Повреждения металла.

    1. Разрыв. Часто проходит по линии сварного шва, но это не единственно возможный случай. Причина ? растяжение.
На снимке ? разрыв стыка панелей заднего правого крыла а/м ВАЗ 21061.

   

    На снимке ? разрыв металла задней левой двери а/м ВАЗ 21093 вне зоны сварки.

   

2. Деформация. Под этим понимается деформация пластичная ? то есть изменение формы детали под механическим или (реже) тепловым воздействием. Среди разновидностей деформации выделяют:

    а) Вмятины. Образуются непосред-ственно в результате механического воздействия следообразующего объ-екта на некоторой площади повреж-дённой детали. На снимке ? вмятина на левой боковине а/м Хундай Элантра.
   

        б) Складки металла. Образуются как искривление поверхности детали вне зоны воздействия следообразующего объекта. Делятся на:

    … острые (когда деформированный металл образует ощутимую «иглу» или «ребро») (на снимке ? образование острых складок металла на переднем левом крыле а/м ВАЗ 21061)…

   

    … и пологие, которые внешне схожи с вмятинами, но имеют более вытянутую форму и выходят за пределы зоны удара. На снимке ? пологие складки металла на правом крыле а/м ВАЗ 21093. Автомобиль был повреждён в результате попутного столкновения с ехавшим сзади а/м МАЗ.

   

        в) Вытяжка металла. Чтобы определить её на глаз, часто требуются специальные технические познания. Её может «выдать» отслоение ЛКП.

    г) Гофр. Отмечается, когда поверх-ность металла от смещения «идёт волнами». На снимке – образование гофра на заднем правом крыле а/м ВАЗ 21061.

   

    3. Пробоины (сквозные отверстия, образовавшиеся при ударе). Отличаются от разрыва металла более правильной формой отверстия, расположенного в центре вмятины.

III. Повреждения пластика.

    1. Разрыв. Так же, как и на металле, является результатом растяжения. Края разрыва неровные, часто утончённые и волнистые. На снимке ? разрыв облицовки радиатора а/м ВАЗ 21101.
   

    2. Деформация. Пластик менее гибкий, чем металл. Поэтому вмяти-ны на нём не выделяются: либо наблюдаются складки пластика, либо комплексная деформация детали, в которой невозможно вычленить вмятину. Деформация часто сопро-вождается трещинами и расколом пластика. На снимке ? комплексная деформация переднего бампера а/м ВАЗ 21103.
   

    3. Трещины. Бывают линейными, радиальными (или звездообразными: расходятся от одного центра) и сетчатыми (когда центр определить невозможно). Когда трещина настолько глубока, что в месте её образования деталь окончательно разделилась (свободно видны грани излома), или когда деталь разломлена на несколько частей, эта деталь считается расколотой. Раскол отличается от разрыва механизмом образования ? он образуется от давления, ? а визуально ? гладкими (иногда зернистыми) и толстыми гранями. На снимке  ? расколотый бампер и трещины на нём, а/м ВАЗ 21103.

   

    4. Задиры (порезы). Глубокие борозды, повреждающие сам материал детали. На снимке ? задиры переднего бампера а/м Опель Кадет.

   

         5. Разрушение (раскол с потерей фрагментов).

IV. Повреждение стёкол.

    1. Разрушение. На снимке ? разрушение рассеивателя указателя поворота а/м Опель Кадет.
   

    2. Сколы. Зачастую сопровождаются продольными, радиальными и концентрическими (то есть расходящимися кругами) трещинами.

    3. Трещины. Могут возникнуть как от скола, так и от других воздействий (давление, нагрев).

   
Продольная трещина на лобовом стекле а/м ВАЗ 21101.

   
Звездообразные (радиальные) трещины на лобовом стекле а/м ВАЗ 21093.

   
Концентрические трещины на лобовом стекле а/м ВАЗ 2110.

Сетчатые трещины на лобовом стекле а/м Хундай Портер 100, возникшие из-за деформации правой стойки кабины при столкновении с а/м ЗиЛ.

    4. Царапины.

    V. Повреждения ткани (кожи, резины и т. п.).

    1. Порезы.

    2. Разрывы. Отличаются от порезов, помимо «неаккуратного» внешнего вида (из-за рваных краёв) также причиной образования ? это или растяжение, или давление (воздуха в шинах, например).

                                                                                                                                         © Дульский В.В., 2009 г.

Авария деформирует смежные элементы каркаса и лицевые детали кузова. Удар искажает лонжероны, брызговики, пороги, тоннель пола, уменьшает зазоры между дверьми. Каркас основания становится перекошенным, из-за чего изменяется положение двигателя и крепления узлов трансмиссии.

Степень повреждений зависит от угла соударения, малейших изменений скоростного режима, веса автомобиля, конструкционных особенностей, изношенности и дорожных условий.

Степень повреждений авто в результате аварии и ДТП условно делятся на 3 группы:

  • Незначительные повреждения.
  • Ущерб средней степени.
  • Значительная деформация кузова.

К незначительным неисправностям относятся глубокие царапины, пробоины, вмятины и разрывы на лицевых полостях. Появляются в результате столкновения автомобилей при небольшом скоростном режиме.

Повреждения средней тяжести появляются в результате лобного столкновения, дверьми, задней частью автомобиля или боковыми силовыми конструкциями.

После ДТП автомобиль нуждается в замене большого числа составных элементов кузова. Частично монтируются кузовные детали и исправляются испорченные элементы. Чаще всего заменяются крылья, двери, выгибаются вмятины на крыше и рамки ветрового стекла.

Сильные удары или вылеты автомобиля в кювет провоцируют значительный ущерб. Ремонтные работы таких повреждений направлены на полный ремонт и восстановление геометрии кузова.

Центр кузовного ремонта «Кузовной-Санкт-Петербург» осуществляет работы по реставрации кузова легковых авто всевозможных брендов и модификаций.

Специалисты центра «Кузовной-Санкт-Петербург» качественно удаляют все вмятины, царапины и более сложные повреждения. Наш центр предоставляет гарантийное качественное восстановление автомобилей различных моделей.

Кузовной центр предлагает умеренные цены, поэтому нашими услугами в Санкт-Петербурге доступны для всех автолюбителей.

Кузов — одна из наиболее дорогостоящих и при этом уязвимых деталей авто, а переплачивать за ремонтные работы не хочет ни один автовладелец. Именно поэтому так важно знать, какие существуют виды повреждений кузова, и в каких случаях они возникают.

Все повреждения автомобильного кузова делятся на два типа:

  • Эксплуатационные
    Как можно понять из названия, такие повреждения возникают во время эксплуатации машины. Вес водителя и пассажиров, динамические нагрузки при движении, повышенные нагрузки из-за неровной дороги, вибрации двигателя — все это относится к «естественным» причинам деформации и повреждений кузова.Избежать эксплуатационных повреждений можно только в том случае, если вообще не пользоваться машиной. Но поскольку автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, такой вариант не подходит. Значит, нужно внимательно следить за состоянием кузова и в случае необходимости проводить ремонтные работы.
  • Аварийные
    Если повреждение на кузове появилось в результате ДТП, оно будет называться «аварийным». Подавляющее большинство подобных повреждений требуют проведения ремонтных работ и нередко — весьма серьезных и дорогостоящих.

Чем выше была скорость автомобиля во время аварии, тем больше количество повреждений и их масштаб.

Основные повреждения кузова автомобиля во время эксплуатации:

  • Деформация отдельных деталей
  • Провисание дверей авто
  • Деформация дверных/оконных проемов
  • Нарушение ЛКП, а также антикоррозионного покрытия кузова
  • Коробление крыльев
  • Отсоединение приваренных/приклеенных деталей, из-за которого появляются скрипы и стуки
  • Трещины в области стоек
  • Обрывы болтов, гаек
См. также:   Составить исковое заявление о восстановлении на работе

Среди всех перечисленных видов повреждений самое распространенное — появление коррозии на кузове. Даже если автомобиль хранится в гараже или боксе, избежать появления ржавчины очень трудно, ведь со временем лакокрасочное покрытие изнашивается, становится более тонким и уязвимым.

Если вы обнаружили на поверхности кузова пятна ржавчины, нельзя откладывать ремонт и дожидаться, пока коррозия окончательно разрушит краску. Полный ремонт кузова — дорогая процедура, поэтому важно своевременно выполнять полировку, наносить антикоррозионное покрытие, а еще лучше — периодически выполнять оклейку кузова защитной полиуретановой пленкой-«антигравийкой».

Мастера наших центров Garage Style всегда готовы помочь и выполнить полный комплекс работ по оклейке авто антигравийной пленкой.

Почти любое ДТП, даже самое незначительное, приводит к повреждениям кузова автомобиля. Наиболее серьезные повреждения возникают при фронтальных столкновениях, когда основной удар приходится на переднюю часть машины. Понятно, что такие повреждения требуют ремонта и, как правило, безотлагательного.

Масштабность аварийного повреждения зависит от многих факторов: скорости авто, массы транспортного средства, угла соприкосновения с препятствием, дорожных условий и т.д.

Все аварийные повреждения можно разделить на три категории:

  • Сильные повреждения
    Повреждения, после которых необходимо производить полную замену кузова.
  • Средние повреждения
    В этом случае кузов сохранить можно, однако потребуется замена большинства его деталей.
  • Слабые/незначительные повреждения
    Пробоины, вмятины, царапины, возникшие при столкновении на невысокой скорости — такие повреждения легко отремонтировать в автосервисе или собственными силами.

Любые повреждения — аварийные или эксплуатационные — должны быть своевременно устранены, даже если это небольшая вмятина или скол на лакокрасочном покрытии кузова. При этом если у вас недостаточно опыта для проведения самостоятельного ремонта, лучше не экспериментировать и сразу обратиться к специалистам для диагностики и полного восстановления кузова.

Виды повреждений кузова автомобиля

Кузов – самая дорогая часть автомобиля – должен отвечать следующим требованиям:

♦ обеспечение обзорности в соответствии с действующими нормативами;

♦ устойчивость каркаса к ударам и растяжению согласно действующим нормативам;

♦ надежность крепления сидений;

♦ деформируемость передней и задней частей при ДТП не должна превышать некоторое значение, определенное действующими нормативами;

♦ достаточный объем салона, моторного отсека и багажного отделения;

♦ дизайн интерьера должен учитывать требования комфортности, безопасности и эргономики (рычаги и приборы управления должны находиться в пределах досягаемости водителя, причем так, чтобы это было удобным для него);

♦ технологичность изготовления;

♦ ремонтопригодность.

Повреждения кузова бывают двух типов: эксплуатационные и аварийные.

Эксплуатационные повреждения кузова возникают при эксплуатации за счет статических нагрузок (вес водителя, пассажиров, груза), динамических нагрузок (появляются при движении), а также за счет изгиба и скручивания в результате переменных нагрузок (от неровностей дороги). Эксплуатационные повреждения вызывают также высокочастотные вибрации от работающего двигателя, коробки передач и трансмиссии. Претворение в жизнь девиза лихачей-водителей – чем выше скорость, тем меньше ямок на дороге, – приводит к разрушающим нагрузкам на кузов, так как при этом возрастают знакопеременные нагрузки.

Чем больше и дольше эксплуатируется автомобиль, тем больше он получает эксплуатационных повреждений кузова. К таким повреждениям относятся следующие:

♦ деформация и коробление поверхностей отдельных деталей;

♦ провисание дверей автомобиля;

♦ нарушение формы и размеров оконных и дверных проемов;

♦ нарушение целостности лакокрасочного и антикоррозионного покрытий;

♦ смещение лонжеронов, коробление крыльев автомобиля при перегрузках кузова;

♦ появление трещин в местах соединений стоек с кузовом (часто возникают из-за недостаточной прочности конструкции, непрочного соединения деталей, а также в результате ударов и изгибов металла);

♦ усталостные разрушения по усилителям и соединителям отдельных панелей;

♦ обрывы приварных болтов и гаек;

♦ появление скрипов и стуков (из-за отсоединившихся приваренных или приклеенных деталей);

♦ разрушение отдельных сварочных точек.

Самым распространенным эксплуатационным повреждением является коррозия кузова.

Избежать эксплуатационных повреждений невозможно, разве что «законсервировав» автомобиль по всем правилам и храня его в гаражных условиях. Чтобы все эксплуатационные повреждения не сваливались на голову одновременно – а тогда они будут представлять собой крупную проблему, – за состоянием кузова автомобиля нужно внимательно следить и устранять повреждения по мере их обнаружения. К сожалению, большинство водителей предпочитают контролировать лишь ходовую часть своего транспортного средства и склонны забывать, что кузов – самая дорогая часть в автомобиле, и его ремонт обходится отнюдь не дешево (особенно если приходится заниматься глобальным ремонтом по принципу «все и сразу»).

Большая часть эксплуатационных повреждений кузова возникает в результате коррозии. Наиболее высока вероятность появления коррозии в труднодоступных для осмотра и очистки местах (закрытые полости несущего кузова, конструктивные карманы, пазухи, отбортовки, зафланцовки, сварные швы и т. д.). В такие места попадают влага и пыль, а также солевые растворы и коррозионные вещества с дорожного покрытия, и сохраняются долгое время, что приводит к активному и беспрепятственному развитию коррозии.

Основные факторы коррозионного воздействия на кузов автомобиля следующие:

♦ щебень, песок, соль и продукты нефтепереработки;

♦ ультрафиолетовое излучение;

♦ атмосферные осадки;

♦ кислотные и щелочные осадки.

Под действием этих факторов на кузов автомобиля повреждается лакокрасочное покрытие и появляется коррозия металлических деталей, к тому же покрытие вспучивается в результате коррозии металла под ним.

ПРИМЕЧАНИЕ

Стальной лист, не защищенный антикоррозионным покрытием, становится тоньше на 0,2–0,3 мм через год пребывания на открытом воздухе.

Аварийные повреждения кузова возникают в результате дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно до 6 % автомобилей в России становятся участниками ДТП. Почти все такие происшествия приводят к повреждениям кузова, требующим ремонта. Статистика свидетельствует о том, что первенство по количеству соударений автомобиля держит его передняя часть, далее следуют повреждения задней области и меньше всего повреждений приходится на боковые части.

Самые крупные повреждения возникают в результате лобового столкновения автомобиля (передней частью) с препятствием, если удар пришелся непосредственно на переднюю часть кузова или в район передних стоек под углом, не превышающим 40–45°.

Препятствиями могут быть как столб, так и движущееся навстречу транспортное средство. В случае столкновения со встречным транспортным средством в дело вступают неумолимые законы физики: скорости автомобилей, участвующих в столкновении, суммируются, а кинетическая энергия, которая выделяется при ударе, является функцией скорости (Е = ти2/2). Именно эта энергия и поглощается при ударе корпусом автомобиля (для автомобиля массой около тонны количество поглощаемой энергии при лобовом ударе составляет около 80 100 кДж!). Время поглощения составляет десятые доли секунды. Естественно, кузов разрушается, а особенно сильной деформации подвергается передняя часть машины – та, на которую приходится удар. Нагрузки передаются также всем смежным деталям каркаса кузова, а через них – лицевым деталям всего кузова. Энергия поглощается за счет деформации лонжеронов, брызговиков, порогов и тоннеля пола. Уменьшаются зазоры в проемах передних дверей, так как на двери давят передние стойки. Двери, в свою очередь, оказывают давление на центральные стойки (через петли и замки). Перекашиваются основание и каркас кузова, а также смещаются точки крепления узлов трансмиссии и двигателя.

При аварийном повреждении кузова возникает цепная реакция. Она продолжается до тех пор, пока вся кинетическая энергия, выделившаяся при столкновении, не будет погашена. Чем выше скорости столкнувшихся транспортных средств, тем больше повреждений будет и тем больше кузовных деталей затронет разрушение.

К примеру, при лобовом столкновении передней частью кузова в зоне переднего крыла, лонжерона и фары повреждаются панель передка автомобиля, капот, крылья, брызговики, передние лонжероны, рама лобового стекла и крыша. Эти повреждения можно увидеть невооруженным глазом (рис. 1.4).

Кроме того, деформируются передние, центральные и задние стойки с обеих сторон автомобиля, в передней и задней дверях, которые расположены со стороны удара (если соударение произошло в зоне правого переднего крыла, то деформируются стойки правой передней и правой задней дверей), в заднем крыле с той стороны, где произошло соударение, а также в задней панели багажника.

Рис. 1.4. Результат лобового столкновения

Если же удар пришелся на переднюю часть кузова под углом 40–45°, то повреждаются передние крылья, капот, панель передка, брызговики и передние лонжероны. При этих разрушениях деформированные детали приходится заменять новыми, иначе невозможно восстановить базовые точки передней части кузова. Кроме того, требуется ликвидировать перекосы проемов передних дверей, а также передних и центральных стоек кузова.

Поскольку при поглощении кинетической энергии удара не происходит сжатия или утолщения металла, то в зоне удара образуются крупные складки или вмятины (металл вытягивается).

Степень повреждения зависит от скорости, угла соприкосновения с препятствием, массы автомобиля, его конструкции, возраста, дорожных условий и т. д.

Оцените статью
Закон и Право
Добавить комментарий