Порядок предоставления места в детском саду

Юриспруденция

Назначение детского сада — решение проблемы занятости родителей на массовой уровне, а также развитие и социализация дошкольника.

Закон о приеме детей и функционирование дошкольных организаций, рассматривается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Детский сад — это один из видов организации дошкольного образования, который может быть:

  • общего развития;
  • коррекции отклонений в развитии;
  • сад присмотра и оздоровления;
  • центр развития;
  • комбинированный.

Количество дошкольников в развивающих учреждениях строго ограничено, как и возраст. С 2 месяцев ребенка можно отдать в ДОО младшей группы, а забрать в школу только в 7 лет.

Зачисление в детский сад бесплатное. Вне зависимости от проживания и наличия регистрации, дошкольные организации обязаны обеспечить ребенку место (статья №8 ФЗ-273, от 26.12.2012).

1 сентября 2013 года вносились последние изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В законе сказано, что дошкольное образование — это начальная ступень в образовании РФ.

Государство выделяет бюджет для бесплатных дошкольных организаций на покупку игрушек, мебели, книг и других необходимых вещей. Для родителей дополнительной доплаты за осуществления деятельности ДОО не требуется. Зачисление в организацию происходит на бесплатной основе и заключается специальный контракт об образовании ребенка (статья 53.2 ФЗ-273).

Проект дошкольно-образовательных учреждений основан на формировании культурного, нравственного и физического здоровья детей. С учетом возрастных особенностей детей, происходит подготовка к дальнейшему образованию.

По закону, опекуны и родители дошкольников имеют право на получение бесплатных консультации, рекомендаций от психологов и воспитателей.

Предоставление мест в детских садах регулируется комиссией по комплектованию общеобразовательных учреждений.

Родитель может выбрать любую из организаций, вне зависимости от места жительства и написать заявление о зачислении ребенка. Время подачи документа ограничено и ежегодно регулируется законом о поступлении в детский сад.

В некоторых случаях за присмотр и уход за ребенка может потребоваться плата с родителей, которая не должна превышать более чем 20 процентов от оклада родительской заработной платы или денежных резервов опекуна.

С родителей детей с особенностями развития или больных детей, находящихся в специализированном детском саду, плата не взимается.

Для малоимущих семей предоставляются компенсации на оплату дошкольного образования (статья №65, ФЗ-272).

По закону отдать малышка в ДОО возможно с 2 месяцев, если в организации существуют такие младшие группы. Однако иммунитет ребенка крепнет к 2 годам жизни. С этого времени и рекомендуется зачислять в дошкольную организацию.

Единственным основанием для отказа в приеме в детский сад является отсутствие свободных мест. В этом случае необходимо выбрать другую организацию.

По закону о поступлении в детский сад, родитель должен направить заявление не позднее июля текущего года и выждать очередь. В электронном списке порядок зачисления состоит из следующих групп детей:

  • вне очереди;
  • первые в очереди;
  • перевод или переезд;
  • по месту жительства;
  • по желанию.

Заявление можно подать с рождения малыша и указать даты зачисления. Здесь же прошение возможно отклонить или направить в другое дошкольное образовательное учреждение.

При зачислении просят подтвердить информацию, прилагая электронные копии всех необходимых документов и данных о ребенке.

На официальном сайте государственных услуг РФ родитель может узнать как проверить электронную очередь в детский сад. Для этого необходимо ввести личные данные или идентификационный код от личного кабинета.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Здравствуйте, Григорий!

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка. Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь ряда норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 71. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 171. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.Статья 18Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.Статья 191. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.Статья 381. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.Статья 431. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Статья 551. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

См. также:   Инвитро договор на оказание медицинских услуг

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

—  всеобщего равенства возможностей для развития личности;

—  всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

— с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно- заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»);

— для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

—  родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

—  состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

—  его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Роль муниципалитета Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.

Начнем с Конституции:

Статья 12В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Статья 151. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 161. Положения настоящей главы Конституции (т. е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно- отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично- правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: «все, что не разрешено законом, то запрещено».

См. также:   Порядок получения статуса беженца

Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично- правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации«.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады? Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.

Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ «Об образовании»? Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад. Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59- ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Рассмотрим вопросы нормативно-правового обеспечения порядка приёма граждан в образовательную организацию дошкольного образования. На федеральном уровне рассматриваемый порядок регламентирован приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (далее — Порядок) (зарегистрирован в Минюсте России 12.05.2014 г. № 32220). Правила приёма, которые не урегулированы федеральным законодательством, могут уточняться региональными, муниципальными актами, а также правилами конкретной образовательной организации. При этом эти уточнения не могут ухудшать или ограничивать права граждан, которые закреплены на федеральном уровне.

Правила приёма в образовательные организации должны обеспечивать приём в образовательную организацию всех граждан, имеющих право на получение дошкольного образования, кроме того, обеспечивать также приём граждан, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее — закрепленная территория). Кто и каким образом осуществляет закрепление территорий? Закрепление территорий осуществляется путём издания распорядительного акта (приказа, распоряжения) местных органов самоуправления, т. е. это муниципальный уровень ответственности. Кроме того, Порядком предписано, что государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа (в городах федерального значения — акт органа, определенного законами этих субъектов Российской Федерации) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 апреля текущего года.

Пунктом 5 Порядка определено, что в приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (обучение в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566). Куда обращаться родителям (законным представителям) ребёнка в случае отказа в приёме в образовательную организацию? В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

См. также:   Какие документы необходимы при покупке земельного участка?

С какими документами должны ознакомить родителей (законных представителей) при приёме? Пунктом 6 Порядка регламентировано, что образовательная организация обязана ознакомить со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников.

Руководителям образовательных организаций необходимо помнить, что копии указанных документов, информация о сроках приёма документов размещаются на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с указанными документами фиксируется в заявлении о приёме в образовательную организацию и заверяется личной подписью родителей (законных представителей) ребенка.

Приём о образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

На каком основании осуществляется приём в дошкольную образовательную организацию? Приём в образовательную организацию осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032).

Образовательная организация может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

В заявлении родителями (законными представителями) ребёнка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребёнка;
  • дата и место рождения ребёнка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребёнка;
  • адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей);
  • контактные телефоны родителей (законных представителей) ребёнка.

Примерная форма заявления размещается образовательной организацией на информационном стенде и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

Приём детей, впервые поступающих в образовательную организацию, осуществляется на основании медицинского заключения.

Какие документы потребуются для приёма? Пунктом 9 Порядка указано, что для приема в образовательную организацию:

  • родители (законные представители) детей, проживающих на закреплённой территории, для зачисления ребёнка в образовательную организацию дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребёнка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребёнка), свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания;
  • родители (законные представители) детей, не проживающих на закреплённой территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребёнка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Копии предъявляемых при приёме документов хранятся в образовательной организации на время обучения ребёнка. Требование предоставления иных документов для приёма детей в образовательные организации в части, не урегулированной законодательством об образовании, не допускается.

Обратите внимание, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В связи с развитием в Российской Федерации сервисов предоставления услуг населению посредством сети Интернет, родители (законные представители) ребенка могут направить заявление о приёме в образовательную организацию почтовым сообщением с уведомлением о вручении посредством официального сайта учредителя образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке предоставления государственной и муниципальной услуги в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

Оригинал паспорта или иного документа, удостоверяющего личность родителей (законных представителей), и другие документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка предъявляются руководителю образовательной организации или уполномоченному им должностному лицу в сроки, определяемые учредителем образовательной организации, до начала посещения ребёнком образовательной организации.

О чём ещё необходимо помнить администрации образовательной организации по вопросу приёма в образовательную организацию?

Очень существенным является момент регистрации принятых документов, а также размещение распорядительных актов о зачислении ребёнка. Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что заявление о приеме в образовательную организацию и прилагаемые к нему документы, представленные родителями (законными представителями) детей, регистрируются руководителем образовательной организации или уполномоченным им должностным лицом, ответственным за приём документов, в журнале приёма заявлений о приёме в образовательную организацию. После регистрации заявления родителям (законным представителям) детей выдаётся расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приёме ребёнка в образовательную организацию, перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица образовательной организации, ответственного за прием документов, и печатью образовательной организации.

После приёма документов, указанных в Порядке, образовательная организация заключает договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования с родителями (законными представителями) ребёнка.

Руководитель образовательной организации издает распорядительный акт о зачислении ребенка в образовательную организацию (далее — распорядительный акт) в течение трёх рабочих дней после заключения договора. Распорядительный акт в трёхдневный срок после издания размещается на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

После издания распорядительного акта ребёнок снимается с учёта детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, в порядке предоставления государственной и муниципальной услуги в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.

Звягин Александр Сергеевич

15.03.2015   Все консультации автора

Здравствуйте Елена.

Нет, это не так.

Для определенных категорий граждан, имеются преимущества при приеме их детей в дошколньое образовательное учреждение.

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2013 г. № 08-1063 следует:

Приложение. Рекомендации по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

2. Под очередностью в ДОУ понимается список детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольном учреждении в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года). Показатели очередности — это численность детей, входящих в указанный список.

http://docs.cntd.ru/document/4…

Пройдите по ссылке и ознакомьтесь полностью с текстом данного письма.

Оцените статью
Закон и Право
Добавить комментарий